То что нужно настоящему мужыку!

Чулышманская долина на Алтае. А вы знали, что Россия бывает и такой?

Выше сказочно красивого Телецкого озера лежит долина Чулышмана - пожалуй, самое эффектное место Алтайских гор из доступных по дорогам: ровное степное дно с петляющей быстрой рекой, а над ним - километровые стены скал с тайгой на вершинах. Здесь живут телингиты, самые аутентичные алтайцы, и в чулышманских сёлах легко забыть, что ты вообще находишься в России. А дорогу до этих сёл проложили в 1987-89 годах три мужика на бульдозере во главе с начальником колхоза "Советский Алтай" Арсентие Санаа по его собственной инициативе.

Увидев стену дождя, зловеще надвигавшуюся на Кырсай по Телецкому озеру, я недолго думая кинулся наперерез ближайшему УАЗику, видимо привозившему на катер пассажиров. Впереди сидели очаровательные парень и девушка, или скорее молодые муж и жена. Следом за мной, впрочем, подсели ещё два пассажира - датых грязных мужичка в потрёпанном советском камуфляже. Кажется, это общее свойство малых народов, что алтайцев, что ненцев или хантов - это люди либо очень достойные, либо совершенно опустившиеся, а промежуточный вариант, в больших народах безоговорочно преобладающий, напротив, как-то редуцирован.

Стоит ли пояснять, что все четверо в машине были алтайцам - за исключением туристов, русские в долине Чулышмане мне вообще не встречались. Датые мужички было начали просить у меня 100 рублей, и я бы так и отдал, но пока суть да дело - оказалось, что ехали они лишь до конца турбазы, и деньги тупо клянчили на водку, а хозяева УАЗа меня подвозили бесплатно. По такой дороге, надо заметить - это самое настоящее бессребреничество:

Ещё они угостили меня местными садовыми яблоками, которые оказались хоть и мелкими, как абрикосы, но сладкими, мягкими и ароматными, как апорт - кажется, это были самые вкусные яблоки, что я ел. А может просто на фоне ТАКИХ пейзажей мне бы понравилось и самое сморщенное яблочко из северных садов. Это и есть долины Чулышмана, по происхождению тектоническая впадина, доработанная до нынешнего состояния рекой:

УАЗик ехал в село Балыкча - первое от Телецкого озера и последнее по дороге. Я вышел на главную улицу, и первые минуты просто, задрав голову навстречу дождю, поражался величию пейзажа:

Последний раз такое впечатление на меня производил разве что киргизский Барскаон, чуть более величественный, но гораздо менее зелёный. Или таджикский Ягноб, где больше травы, но меньше воды и деревьев.

Над селом очередной водопад, тщедушный ручеёк которого я перешёл почти вброд на выезде. На самом деле мне очень повезло - я был здесь под конец затяжных дождей, без которых эти водопады представляли бы собой тонкие струйки едва сочащейся воды, издалека не заметные.

Но оторвав взгляд от величия скал и посмотрев на землю, можно заметить, что Балыкча - абсолютно алтайское село, где среди мелких избушек торчат конусы и купола аилов, иногда с пробитыми в них окнами.


Впрочем, крупные и явно старые русские избы здесь тоже есть:

Дело в том, что Балыкча сконденсировалась вокруг приюта и школы основанного в 1865 году Чулышманского Благовещенского монастыря, одного из самых труднодоступных форпостов Алтайской духовной миссии. Сама обитель располагалась в устье речки Кайру на другом берегу Чулышмана за пару километров отсюда, но в 1960-х годах при укрупнении сёл часть её построек была перенесена в Балыкчу. Так что и Благовещенская церковь посреди села - один из немногих дореволюционных храмов Алтая. Как я понимаю, её сруб сохранился в качестве сельского дома культуры:

Зайдя под козырёк переждать дождь, я был застигнут там сельским парнями, довольно навязчиво ставшими просить у меня 100 рублей - вот не раз замечал, что к непрмкрытому попрошайничеству люди (в том числе и русские, как например на Соловках) приходят там, где соседствуют нищета населения и массовый туризм. После долгих уговоров, я всё-таки раскошелился на 50 рублей, а пацаны ещё и остались недовольны:
-Ну дай ещё 50... Ну не хватает же!
-А потом мне на что-нибудь не хватит.
Такому аргументы они вняли, и поблагодарив, ушли. Вместо русского "спасибо" они сказали тюркское "баян", и я подумал, что благодарить гостя на своём языке - своеобразный знак уважения, типа "от души!". Пьяные в Балыкче встречались мне ещё не раз - но не думаю, что дело в самом этом селе, просто на дворе была пятница. Ближе к вечеру в эту сторону с интервалом в час-полтора красноречиво проезжали скорая помощь, милиция и пожарные. В других уголках Алтая улаганцев счиатют агрессивными и диковатыми, и в шутку называют их "апачи". Пьяных я не фотографировал, куда больше впечатлила девочка, ехавшая в соседнее село на коне (будь на дворе не лето - я бы решил, что из школы):

На выезде из села тётушки продавали дары садов. Я купил немного алычи, опять же оказавшейся чрезвычайно вкусной и сочной. А ещё Балыкча - действительно Балыкча, в переводе это название значит Рыбацкое:

Да и чего бы не рыбачить, когда рядом течёт Чулышман. Он размером примерно с Москву-реку, и глубина позволяет ходить по нему даже моторным лодкам. За Телецким озером Чулышман превращается в Бию, а Бия, сливаясь с Катунью - в Обь, и глядя на быстрое течение Чулышмана мне сложно представить ту гигантскую флегматичную реку, на которой стоят Новосибирск, Сургут или Салехард. Чулышман - это детство Оби:

Пройдя село насквозь, я встал у россыпи валунов и стал ждать следующую машину. Мимо проехала пара машин с туристами, заваленных багажом практически на весь объём салона, да суровый транспорт местных от мотоциклов "Урал" до ЗиЛов. Меня подобрала буханочка, которую вели двое дюжих алтайцев, а в кузове среди всякого скарба валялась добродушная мохнатая собака. Они ехали на сенокос за 12 километров от села, и я ещё не знал, что в этом время года большая часть транспорта в алтайской глубинке ездит так. Сенокосный сезон с середины августа и до снегопадов - на Алтае примерно то же, что хлопковый сезон в Средней Азии.
Проехали кладбище на постриженном коровами склоне - и обратите внимание, тут нет никаких признаков конкретной религии, ни крестов, ни лент, ни даже красных звёзд. Ведь на Алтае так много религий...


Периодически "буханка" упиралась в ворота, и один из дюжих алтайцев выскакивал их открыть и закрыть за машиной:


Долина Чулышмана близ сёл словно нарезана на мелкие сегменты - высокие изгороди то и дело пересекают её от скал до реки. Как объяснили алтайцы, это границы пастбищ и сенокосов - траву с одних сегментов скотина щиплет летом, трава с других сегментов пойдёт на корм зимой.

У мостика через реку Башкаус я высадился. Водитель буханки напуствовал: "Будут спрашивать, кто и откуда - скажи, что уйгур подвозил!", и не сразу я понял, что Уйгур в данном случае - не название далёкого народа, а имя, у алтайцев нередкое. Интересно, бывают ли здесь имена Киргиз, Карлук, Кипчак, Монгол? "Буханка" свернула куда-то в луга, а я побрёл к мосту, размышляя о том, сколько часов придётся ждать теперь машину в чистом поле.

Дорогу хоть и пробивали три мужика на бульдозере, а мост вполне капитальный, металлический. Обратите внимание на рукав - от Чулышмана и его притоков ответвляются многочисленные оросительные каналы длиной до 3 километров, построенные в 5-10 веках. Большинство из них - ныне просто сухие ложбины в земле, но по каким-то ещё течёт вода. Разумеется, канал или естественный рукав попал мне в кадр - я не возьмусь определять "на глаз", вряд ли спустя тысячу лет их можно отличить не будучи специалистом.

Вид с моста вниз по Башкаусу. При виде чёрной сопки справа я подумал, что на ней не может не быть какого-нибудь жертвенника или святилища:

Ожидая машины, я продолжал поражаться величию окружающего пейзажа и его девственности. Из рукотворного - мост, грязевая дорога, какие-то будки, где в пик сезона туристам продавали сувениры - и всё, нет даже проводов! И едва ли не чаще машины в этой долине встречается всадник. Те двое алтайцев на конях обступили меня, и узнав, что приехал Уйгур - поскакали к нему. Из-за моста прикатил минивэнчик, оказавшийся самым настоящим хиппобусом - внутри сидели молодые русские парни и девушки в ярких одеждах и с яркими глазами. Они даже притормозили - сказать мне, что мест совсем нет.

Однако буквально через несколько минут из-за моста показалась ещё одна "буханка", в которой свободное место нашлось. В салоне её царил самый настоящий пантюркизм - здесь ехала казахская семья из Бурлы в Алтайском крае, ещё двое молодых интеллигентных казахов из Астаны и трое алтайцев - женщина с ребёнком на заднем сидении и шофёр. Казахи приехали прикоснуться к истокам Тюркского мира, а алтайцы были хозяевами турбазы. Гостей из братского народа они повезли не на экскурсию за деньги, как повезли бы чуждых русских, а просто от души - покататься по окрестностям. Впрочем, и меня взяли с радостью и бесплатно. И надо было видеть, с каким уважением казахи смотрели на алтайцев - для казахской интеллигенции это народ, оставшийся у корней.
Дорога, между тем, продолжала "радовать" - буханка порой поднимала в безразмерных лужах волны, каких я и за моторной лодкой не наблюдал.

Первым делом мы заехали на ту самую чёрную сопку в устье Башкауса. На сопке обнаружилась потрясающе красивая компания байкеров - крепкий мужик с командным голосом и две девушки: роскошная азиатка (причём не похожей ни на казашку, ни на кореянку, ни на бурятку) и самая истинная на свете арийка. Приехали байкеры аж из Норильска, и воссоединившись в Красноярске с отправленными по Енисею мотоциклами, держали теперь путь на Иссык-Куль. Как я понимаю, на эту сопку они забрались просто ради красивого вида:

А вот алтайцы завезли казахов к совершенно конкретному месту - на горе действительно оказался жервтенник, которые они называли Магнитные камни. Внешне это была просто пара валунов, усыпанных мелкими дарами, и белые ленточки-"джаламы" на кустах вокруг. К ним мы и пошли все вместе - я, тюрки и байкеры.

Байкерам я успел рассказать о том, куда им стоит заехать в Киргизии (главный совет - на Иссык-Куле держаться южного берега), но куда интереснее пошёл разговор с алтайцами. Я спросил, какой веры этот жертвенник.
-Языческой, - ответил шофёр, едва говоривший по-русски, - мы язычники.
-Ну... это шаманизм, или бурханизм? Ах-дьянг?
-А, да, ах-дьянг!
Алтайцы оказались самыми настоящими бурханистами - только этого названия, которое дали их религии миссионеры и царские чиновники в начале ХХ века, они не знали. Бурханизм - это чисто алтайский феномен, возникшая в начале ХХ века религия спасения на основе местных культов, но - отвергающая служение тёмным духам и ожидающая Белого Бурхана-спасителя. Забегая вперёд, большинство встреченных мной алтайцев были убеждённые язычники, а бурханисты на Улагане в меньшинстве. Но судя по всему, и православных или хотя бы двоеверов здесь немало - следующее село Коо (это не опечатка в названии) встретило Никольской церковью (2000) между воинским мемориалом и конусами аилов:

Так и ехали мы за разговорами о языческом мировоззрении, происхождении тюрок и перспективах строительства нормальной дороги. До 1980-х годов в этот труднодоступный район можно было попасть только вертолётом, и Арсентий Санаа свою стройку развернул более чем вовремя - вряд ли это бы сделали в 1990-х. Однако недавно в Чулышманскую долину соизволил спуститься глава республики, отбил себе задницу на ухабах и выбил у бюджета деньги на реконструкцию дороги. То и дело мы видели строящиеся участки и тяжёлую технику на них, но алтайцы, даром что хозяева турбазы, были этому не рады: "понаедут да замусорят тут всё". На самом деле они боятся того, что уже давно случилось - за Коо вдоль Чулышмана потянулись целые кусты турбаз, размером не уступавшие сёлам:


Источник: Чулышманская долина на Алтае. А вы знали, что Россия бывает и такой?
Опубликовал:
Теги: транспорт зил дорога женщина Россия путешествие

Комментарии (5)

Сортировка: Рейтинг | Дата
василий сидоров 
Потрясающе интересный рассказ!Большое спасибо!
Александр К. 
Долой турбазы! Загадят там всё!!!
Сергей Прокопенко 
Очень интересно! Немножко не доехал туда три года назад - машина подвела.... В этом году не пустил коронавирус. Буду пытаться в следующем. Алтай - это чудо!
Бузыкин Александр 
Напоминает наш Аршан. Такие же роскошные виды, чистый горный воздух, нетронутая природа.
Владимир
Хотел проплыть по Чулышману, и по Башкаусу на байдарке... но получилось только по Бие...И всё равно - впечатления незабываемые..
Написать комментарий:
Напишите ответ :
В России может остаться всего 15 регионов
В России может остаться всего 15 регионов
89
Ваши новости 08:56 28 апр 2021
Путешествую на авто. Показываю красоту Горного Алтая.
Путешествую на авто. Показываю красоту Горного Алтая.
5
Авто-Тема 06:13 13 мар 2021
Как выбрать откатные ворота? Как выбрать откатные ворота?
Это должен знать каждый водитель, что делать когда на вас летит «встречка»
Это должен знать каждый водитель, что делать когда на вас летит «встречка»
40
Авто-Тема 18:10 16 апр 2021
Долина Смерти в Якутии и ее загадочные котлы
Долина Смерти в Якутии и ее загадочные котлы
22
Мужской журнал 07:01 28 ноя 2018
13 фактов о сексе, которых вы наверняка не знали
13 фактов о сексе, которых вы наверняка не знали
0
Мужской журнал 11:01 05 май 2021
А вы знаете, почему в яйце бывает два желтка? Рассказываю
А вы знаете, почему в яйце бывает два желтка? Рассказываю
8
Все о работе руками 10:01 28 сен 2020
Алтай. Громотуха или Моонский перевал
Алтай. Громотуха или Моонский перевал
3
Мужской журнал 04:01 21 окт 2020
"Наглый Алтай" К чему нужно быть готовым, путешествуя по Алтаю. Рассказываю о своем опыте.
"Наглый Алтай" К чему нужно быть готовым, путешествуя по Алтаю. Рассказываю о своем опыте.
1
Авто-Тема 20:17 14 фев 2021
Почему леса Алтая стали степями?
Почему леса Алтая стали степями?
8
Мужской журнал 10:00 03 фев 2021
Алтай. Вовсе не "плато" Толгоек
Алтай. Вовсе не "плато" Толгоек
1
Мужской журнал 11:01 23 янв 2021
Тайны Долины Смерти
Тайны Долины Смерти
1
Мужской журнал 05:01 19 дек 2020
BMW Group увеличила прибыль благодаря росту продаж в Китае в 2021 году
BMW Group увеличила прибыль благодаря росту продаж в Китае в 2021 году
0
Авто-Тема 23:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства