То что нужно настоящему мужыку!

Дирижабль против подлодки. Бой у берегов Флориды

Эра дирижаблей подошла к своему концу после катастрофы немецкого «Гинденбурга». Тем не менее эти воздушные суда активно использовались военно-морскими силами США в качестве охотников на германские субмарины, которые представляли большую опасность для торговых судов в Атлантике. Но единственный за всю войну случай прямого противостояния дирижабля и немецкой подлодки произошёл в ночь с 18 на 19 июля 1943 года.

Блимп-охотник

Дирижабль К-74 принадлежал к классу мягких дирижаблей (блимпов). Такие дирижабли применялись американцами вплоть до 1962 года. Эти крупные воздушные суда использовались для противолодочной обороны Атлантического и Тихого океанов. Основными преимуществами дирижаблей были автономность и малый расход топлива — представители класса К могли находиться в воздухе более суток. Сам дирижабль представлял собой мягкую оболочку, накачанную гелием, у которой отсутствовал металлический каркас. Экипаж состоял из десяти человек.

Мягкий дирижабль К-74 на заводе Goodyear Aircraft Company близ Акрона, штат Огайо. Всего было построено 133 дирижабля

Вооружение дирижабля состояло из одного крупнокалиберного пулемёта «Браунинг М2». На борту также имелись четыре глубинные 150-кг бомбы.

Для охоты на подводные лодки на дирижабли устанавливалось радиолокационное оборудование, а также радиостанция.

 

Два члена экипажа 24-й эскадрильи дирижаблей ВМС США загружают бомбу Mk 17 весом 325 фунтов (150 кг) на борт дирижабля К-28

Член «волчьей стаи»

Средняя немецкая подлодка U-134, которая при строительстве получила «несчастливый» номер 13, вошла в строй Кригсмарине в июле 1941 года. На вооружении субмарины, кроме пяти торпедных аппаратов, состояло 88-мм орудие и 20-мм зенитная пушка. Экипаж — 48 человек. Дальность плавания составляла чуть более 15 000 км.

На счету субмарины числится 2200-тонный немецкий транспорт «Steinbek», который был потоплен по ошибке, а также 5000-тонные транспорты «Scapa Flow» (Панама) и «Waziristan» (Великобритания). За свою карьеру подлодка успела побывать в составе семи «волчьих стай» — групп субмарин, которым ставилась одна боевая задача и которые действовали совместно.

Боевая карьера U-134, помимо потопления своего транспорта, омрачилась и самоубийством одного из подводников в январе 1943 года. В июле того же года германская субмарина действовала у Атлантического побережья США, во Флоридском заливе.

U-134 под обстрелом летающей лодки Martin Mariner незадолго до боя с дирижаблем К-74, 8 июля 1943 года

Под светом прожектора

Американские дирижабли К-74 и К-32 вышли в патруль для обеспечения безопасности маршрута танкера и сухогруза. Эти транспорты были обнаружены подводной лодкой U-134, и немцы готовились выйти на охоту. Однако до погружения подводники решили сделать передышку и провентилировать отсеки.

В 23:30 на радаре К-74 появилась точка. Командир воздушного судна Нельсон Гриллс приказал развернуть дирижабль в сторону предполагаемой цели. Вскоре американцы вышли из облаков, и под ярким светом их прожекторов оказалась немецкая подлодка, которая шла в надводном положении и готовилась к атаке.

Командиры дирижаблей имели на такой случай чёткие инструкции. При обнаружении корабля противника они должны были немедленно доложить об этом командованию, зависнуть в воздухе и ждать подмоги. Однако лейтенант Гриллс понимал, что если упустить подлодку, танкер и сухогруз могут погибнуть. В этой критической ситуации он решил нарушить все предписания и приказал набрать скорость.

Мягкий дирижабль, или дирижабль-блимп, сопровождает атлантический конвой, лето 1943 года

Через 20 минут после обнаружения противника К-74 на скорости 100 км/ч направился в сторону подлодки, попутно расстреливая её из пулемета. Немцы ответили огнём из зенитных автоматов. Крупная и ничем не защищённая мишень являлась поистине мечтой зенитчиков. Мягкая оболочка К-74 получила многочисленные пробоины, и дирижабль начал терять высоту.

Оказавшись прямо над лодкой, Гриллс приказал сбросить две бомбы. Но механизмы бомбосбрасывателя, видимо, были повреждены зенитным огнём, и бомбы так и остались на борту дирижабля. Отправив сигнал о помощи К-32, воздушное судно село на воду. Блимп К-74 стал единственным сбитым дирижаблем в годы Второй мировой войны. Подлодке тоже досталось: крупнокалиберные пули пробили тонкую обшивку и повредили цистерны.

Среди треугольных плавников

После боя немцы подошли к месту крушения дирижабля. Подводники собрали кое-какие обломки и трофеи, а затем ушли. Впоследствии U-134 всё же атаковала американские транспорты, но немцам не повезло и в этот раз: все выпущенные торпеды прошли мимо.

К-74 оставался на плаву восемь часов. Экипаж сбитого дирижабля дрейфовал в океане и ожидал спасения. Второй блимп К-32 связался с командованием, которое отправило на помощь эсминец и охотник за подлодками. Американские воздухоплаватели пережили ночь, но к утру их атаковали шёлковые, или флоридские акулы — один из самых распространённых видов акул в мире. Движимые любознательностью и голодом, хищники утащили под воду механика Изадора Стрессела.

Жертв могло быть и больше, если бы не вовремя подоспевшие корабли. Моряки расстреляли водную гладь, кишащую акулами, из пистолетов-пулемётов и подобрали экипаж воздушного судна.

Награждение членов экипажа К-74 Пурпурным сердцем за полученные ранения, 30 августа 1944 года

Роковая судьба U-134

На следующий день, 19 июля 1943 года, U-134 была обнаружена американским патрульным самолётом Lockheed Ventura, который сбросил три глубинные бомбы. Мощная взрывная волна ударила возле носа подводной лодки и повредила её аккумуляторы. Подводники были вынуждены вернуться на базу для ремонта.

Уже после починки, 21 августа 1943 года, немецкую подлодку, которая преследовала конвой UGS-14, заметили истребители одного из американских эскортных авианосцев. Получив несколько пулевых попаданий, немцы сумели уйти от преследования. Однако спустя шесть дней в Бискайском заливе, омывающем берега Франции и Испании, U-134 атаковал английский фрегат HMS Rother. В этот день подлодка ушла на дно вместе со всем экипажем.

Маршрут последнего патруля подлодки U-134. Место её гибели — Бискайский залив — совпадает с точкой отправления

После сражения с субмариной командир дирижабля Гриллс за самоуправство и нарушение всех инструкций был отдан под трибунал. В 1961 году были проанализированы немецкие документы о произошедшем ночном бое, и командование приняло решение реабилитировать командира К-74. Через двадцать лет после памятного сражения за проявленную доблесть лейтенант Нельсон Гриллс получил «Крест лётных заслуг».

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.


Источник: Дирижабль против подлодки. Бой у берегов Флориды
Опубликовал:
Теги: история безопасность английский авианосец великобритания аккумулятор

Комментарии (7)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Бузыкин Александр 
Интересная история. Чего только не случалось на войне. Особенно в море и в воздухе.
Для подводников второй мировой самый злейший враг - самолёт. Немецкие подлодки весной 1943 и загнали под воду с появлением у союзников РЛС в сантиметровом диапазоне и сонаров активного поиска. В-24 Либерейторы, оборудованные бортовой радиолокацией, легко обнаруживали подлодки на поверхности океана в радиусе до 25 миль, наводили противолодочную авиацию и эсминцы. Лодки быстро теряли маневренность, вынуждены были большую часть времени уходить от преследования, теряя энергию батарей вдали от караванных маршрутов. Об эффективных атаках на корабли конвоев не было и речи. Тоннаж потопленных судов резко снизился, а количество уничтоженных подлодок кригсмарине резко возросло. Уже летом 1943 штаб Деница вынужден был свернуть все операции против трансатлантических конвоев. Битва за Атлантику была выиграна
Igor Zupko
И тут следует признать, что размещение радиолокатора на дирижабле очень удачное решение.
То, что радар поднят высоко в небо увеличивает радиус обзора.

Время патрулирования куда больше чем любого самолета... получается существенно дешевле.
Но для атаки все таки лучше вызвать самолеты, эсминцы... Дирижабль слишком уязвим.

Если дирижабль сам не приближается к противнику, то он практически неуязвим. Скорость дирижабля вполне достаточна чтобы ни какой корабль, а тем более подводная лодка не смогли его догнать.
Все что нужно -- держаться на удалении от противника и наблюдать, и наводить других.

Я считаю, что командира принявшего решение атаковать дирижаблем совершенно правильно наказали... угробил боевую единицу за просто так.
Хотя... если бы он все таки сумел бы бросить бомбы, то вполне мог потопить подлодку.
Победителей не судят... но не повезло, он не смог победить.
Да и были ли у него шансы?

Но ведь на этих дирижаблях все таки висели бомбы... Зачем?
Значит все таки была предусмотрена возможность атаковать.
А тогда за что наказали командира?
Ну как, как... не победил, имущество угробил, матросы погибли...
Бузыкин Александр 
Бомбометание с дирижабля - вещь весьма ненадежная. Даже не знаю, зачем их вообще вооружали бомбами, их задача - наблюдение и наведение. Достаточно было пулемета. Командир дирижабля конечно тот ещё авантюрист.
Загадкой является сама возможность точно кинуть бомбу с такой высоты без простейшего авиаприцела.
Андрей Фатеев
бомбы глубинные, видимо, для атаки в подводном положении.
Бузыкин Александр 
А какие же ещё? Другой тип не применим по причине полной бесполезности.
Угодить такой бомбой со статичного положения с огромной высоты по движущейся цели на малых глубинах, все равно что попасть с крыши пятиэтажного дома в пробегающую кошку..
Денис
Награда нашла героя.
Владимир Горшков 
Наши однозначно, пошли бы на таран!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Что в 1945 году обнаружили у берегов Антарктиды советские подлодки
Что в 1945 году обнаружили у берегов Антарктиды советские подлодки
27
Мужской журнал 09:01 22 дек 2018
США разместят атомные подлодки на подземной базе рядом с российской границей
США разместят атомные подлодки на подземной базе рядом с российской границей
13
Ваши новости 20:01 16 окт 2020
Россия отодвигает корабли США от своих берегов на тысячи километров – Кедми
Россия отодвигает корабли США от своих берегов на тысячи километров – Кедми
68
Ваши новости 12:01 03 ноя 2021
Подводная война у берегов Южной Африки
Подводная война у берегов Южной Африки
0
Мужской журнал 10:01 23 мар 2021
Появилось видео удара Су-30СМ ракетой Х-35 по фрегату у берегов Сирии
Появилось видео удара Су-30СМ ракетой Х-35 по фрегату у берегов Сирии
6
Ваши новости 18:02 27 апр 2018
Как на Северном полюсе спасали дирижабль «Италия»
Как на Северном полюсе спасали дирижабль «Италия»
2
Мужской журнал 09:01 29 июн 2019
Капитан объяснил исчезновение российской подлодки с радаров НАТО
Капитан объяснил исчезновение российской подлодки с радаров НАТО
1
Ваши новости 14:16 21 мар 2021
Mike Jeffries: Коммерческий транспорт с берегов Туманного Альбиона
Mike Jeffries: Коммерческий транспорт с берегов Туманного Альбиона
0
Авто-Тема 10:07 12 ноя 2021
Талибы против наркотиков
Талибы против наркотиков
83
Ваши новости 07:30 18 авг 2021
Джоджо Бейби против Эшли Грэм. Кто краше?
Джоджо Бейби против Эшли Грэм. Кто краше?
15
Мужской журнал 12:30 14 июн 2018
Против подлодок у "Северного потока-2" предложено использовать ЧВК
Против подлодок у "Северного потока-2" предложено использовать ЧВК
12
Ваши новости 11:47 04 апр 2021
ГИБДД представила новые основания для остановки и проверки документов у водителей
ГИБДД представила новые основания для остановки и проверки документов у водителей
1
Авто-Тема 09:14 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства