То что нужно настоящему мужыку!

Как в СССР удалось экранизировать запрещенного Булгакова: Что происходило за кадром фильма «Бег»

Тандем режиссёром Владимира Наумова и Александра Алова снял фильмы, которые стали признанной классикой советского кино. Одной из лучших их работ стала картина «Бег» по пьесе Михаила Булгакова – первая экранизация Булгакова в советском кино.

Как режиссерам удалось обойти цензуру, почему их работу называли «булгаковским чудом», из-за чего Глеба Стриженова сняли с главной роли, и как премьеру фильма выиграли «в козла» – далее в обзоре.

Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов | Фото: culture.ru

 

Первая театральная постановка по пьесе Михаила Булгакова «Бег» должна была состояться еще в 1928 г. – у писателя уже был договор со МХАТом, где с аншлагами шел спектакль по пьесе «Дни Турбиных», и никто не сомневался в успехе новой постановки. Однако премьера не состоялась – ей был подписан «приговор» самим Сталиным: «Бег» есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. «Бег», в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление». Конечно, после такого вердикта в театрах долгое время Булгаков оставался персоной нон грата.

Режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов | Фото: bakino.at.ua

 

Впервые спектакль по пьесе «Бег» был поставлен только в 1957 г. в сталинградском драматическом театре, а еще через несколько лет это произведение было наконец опубликовано. А вот браться за экранизацию булгаковских пьес долгое время никто не решался – все понимали, что такой сценарий вряд ли удастся запустить в производство. Первыми, кто в советском кино рискнул осуществить эту затею, стали знаменитые режиссеры Владимир Алов и Александр Наумов.

Они могли себе это позволить, так как к тому моменту уже зарекомендовали себя как именитые постановщики, снявшие фильмы «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». К тому же они руководили Творческим объединением писателей и киноработников, что давало им определенные права.

Режиссеры сами написали сценарий, в основу которого легли пьеса «Бег» и роман «Белая гвардия», а в качестве консультанта пригласили Елену Булгакову – вдову писателя. Правда, до премьеры она не дожила – ее не стало 18 июля 1970 г.

Кадр из фильма *Бег*, 1970 | Фото: vokrug.tv

 

Как ни странно, их сценарий был утвержден, что позже называли «булгаковским чудом». Однако этот факт не гарантировал того, что съемки не остановят, а фильм не отправят на полку. Поэтому режиссеры пошли на ухищрения: они тут же уехали в киноэкспедицию и приступили к работе, стараясь тратить как можно больше отведенных на съемки средств – они надеялись на то, что в таком случае съемочный процесс будет сложнее остановить, так как руководству пришлось бы отчитываться за расход государственных средств впустую. Когда цензоры спохватились и решили запретить съемки, режиссеры рискнули продолжить работу.

В результате руководство отстранили, а вот создателям фильма дали завершить начатое. Для того, чтобы получить «зеленый свет», режиссеры включили в фильм несколько эпизодов с красноармейцами, которых у Булгакова не было – в произведении вообще не было ни одного эпизода, рисующего Красную армию, под натиском которой бегут белогвардейцы.

Владислав Дворжецкий в роли генерала Хлудова | Фото: kino-teatr.ru

 

Кадр из фильма *Бег*, 1970 | Фото: kino-teatr.ru

 

Для актера, сыгравшего главную роль, этот фильм оказался судьбоносным. Возможно, зрители никогда не увидели бы на экранах Владислава Дворжецкого, если бы Наумову и Алову не попалась на глаза его фотография. Владислав вырос в актерской семье, но сам следовать примеру родителей не спешил. К тому моменту он успел окончить медицинское училище, отслужить в армии и стать заведующим аптекой. Он планировал продолжить обучение в медицинском институте в родном Омске, но опоздал к началу вступительных экзаменов. И тогда мать посоветовала ему поступить в студию при Омском детском театре.

После завершения обучения Дворжецкий был принят в труппу этого театра, однако его актерскую судьбу нельзя было назвать успешной – он довольствовался только эпизодами и подумывал о том, чтобы сменить профессию. В 1968 г. к ним в театр приехала ассистентка режиссера с «Мосфильма» и попросила актера дать свои фотографии.

В тот фильм он не попал, но эти снимки остались в картотеке, а позже оказались в руках Алова и Наумова. Лицо Дворжецкого показалось им таким интересным, а взгляд настолько выразительным, что они решили пригласить его на пробы.

Кадр из фильма *Бег*, 1970 | Фото: vokrug.tv

 

Владислав Дворжецкий в роли генерала Хлудова | Фото: domkino.tv

 

Спустя годы актер вспоминал: «Получив телеграмму с приглашением на кинопробу, я ринулся перечитывать пьесу Булгакова. Стали гадать с женой, кого бы я мог там сыграть. Светлана сказала: «Может, Хлудова?» Она всегда преувеличивает мои возможности. А я, конечно, на эту роль и не замахивался. При первой встрече режиссёры предупредили меня: «Не стесняйтесь, будем вас разглядывать». Пробовали на роль Голубкова, потом на роль начальника контрразведки Тихого. А я целый месяц маялся в Омске ожиданием и всё на что-то надеялся. Наконец свершилось. Был вызван вторично. Догадка моей жены подтвердилась – поручили Хлудова». С этой роли начался триумфальный путь в кино Владислава Дворжецкого.

Кадр из фильма *Бег*, 1970 | Фото: culture.ru

 

Алексей Баталов в фильме *Бег*, 1970 | Фото: kino-teatr.ru

 

Однако пока режиссеры решали, какую роль доверить Дворжецкому, главного героя, белого генерала Хлудова, уже начал играть Глеб Стриженов. И когда его вдруг сняли с роли и заменили его, популярного артиста, на никому не известного дебютанта из провинциального ТЮЗа, для него это стало настоящим ударом.

К тому же Стриженов дружил с режиссерами, мечтал об этой роли, готовился к ней полгода, изучая материалы о Белом движении. Но Дворжецкий показался режиссерам настолько фактурным, что они решили отдать ему главную роль. По этому поводу они говорили: «Мы понимали, что нам его лица будет мало, если оно просто затеряется где-то в массовке».

Кадр из фильма *Бег*, 1970 | Фото: kino-teatr.ru

 

Людмила Савельева в фильме *Бег*, 1970 | Фото: kino-teatr.ru

 

На роль колоритного генерала Чарноты проходили пробы Николай Гринько, Павел Луспекаев, но утвержден был Михаил Ульянов. После того, как он сыграл Ленина, возможность воплотить на экранах образ сумасбродного белого генерала была настоящим актерским подарком, ведь это позволило ему выйти за рамки привычного амплуа. А в тандеме с Евгением Евстигнеевым они были просто блистательны, и эпизоды с их участием стали одними из лучших в фильме.

Съемки проходили не только в СССР, но и в Болгарии и во Франции. Всю съемочную группу удивило то, что когда Ульянов разгуливал по парижским улицам в кальсонах, прохожие на это не обращали никакого внимания – парижан совсем не волновало, в каком виде кто-то ходит.

Михаил Ульянов в фильме *Бег*, 1970 | Фото: kino-teatr.ru

 

Евгений Евстигнеев и Михаил Ульянов в фильме *Бег*, 1970 | Фото: culture.ru

 

К концу 1970 г. работа над фильмом была завершена. Премьера была запланирована на 14 января 1971 г., но вдруг режиссеры узнали о том, что все афиши были сорваны, а премьера отменена. Председатель Госкино посмотрел фильм и возмутился тем, что режиссеры сняли совершенно белогвардейскую картину. Наумов на тот момент находился в Чехословакии, и ему нужно было срочно вернуться в Москву.

Билетов на пассажирские рейсы не оказалось, и режиссер попал на правительственный спецборт с двумя членами Политбюро. Те предложили ему сыграть в домино. Играли на желание, и режиссер выиграл. Желание на тот момент у него было только одно: запустить фильм в прокат. Наумов говорил: «Таким образом, мы «Бег» выиграли «в козла».

Михаил Ульянов в фильме *Бег*, 1970 | Фото: domkino.tv

 

Кадр из фильма *Бег*, 1970 | Фото: culture.ru

 

Как это ни удивительно, наутро все афиши вернули на место, и премьера состоялась. Это стало настоящим событием и для кинематографистов, и для зрителей, ведь в прокат впервые вышла картина по произведению Михаила Булгакова. За первый год ее посмотрело больше 19 млн человек. Позже «Бег» назвали лучшим фильмом о Гражданской войне и признанной классикой советского кино.

Постеры фильма *Бег* | Фото: kino-teatr.ru

 

Кадр из фильма *Бег*, 1970 | Фото: vokrug.tv


Источник: Как в СССР удалось экранизировать запрещенного Булгакова: Что происходило за кадром фильма «Бег»
Опубликовал:
Теги: война Интересно СССР армия болгария фильм

Комментарии (13)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Алексей Сибиряк
Гениальный фильм "Бег", достойный гения Булгакова.
Павел М.
Блин, офигеть можно от такой суперской игры актёров! Это ж надо так уметь перевоплощаться!!! Я, правда, больше помню Ульянова в роли Жукова, а не Ленина, но он блестящ! Да, верно, "достойные достойного".
Александр Т
Чему удивляться:Сделано в СССР.
Игорь Петрович
Булгаков в Советском Союзе никогда не был запрещён, его "Дни Турбиных" очень нравился Сталину, который неоднократно смотрел этот спектакль в театре, а уж после него система и вовсе не обращала внимание на подобных авторов. Правда, его произведения или совсем не издавались, или же это делалось мизерными партиями. Лично я держал в руках "Мастера и Маргарита" выпуска 70-х годов, но там что-то было в районе двух-трёх тысяч, что недостаточно при том литературном голоде, но для нынешних авторов вполне приемлемо.
Александр Терновых 
И снова Виктор Петров, теперь специалист в кинематографии, не оскудеет земля русская талантами.
Андрей Хаджи 
Глядя на постер, испытываешь дежа-вю с оглядкой на недавний мультик со слоганом "Новая соска - просто бомба".
Александр Кудрин 
Ждём пересъёмки фильма с современными актёрами )))
Павел М.
Александр Кудрин
"Ждём пересъёмки фильма с современными актёрами )))"
Это будет сериал с идиотским смехом за кадром. С Барецким или Паниным в роли Хлудова, и Семенович в роли Корзухиной...
alexandre golovanov 
Это не Ал.Кудрину, извините.
игорь фатьянов 
С ОЧЕРЕДНЫМ УЖАСОМ МОЖНО ОЖИДАТЬ ПОШЛО БЕЗЦЕНЗУРНЫЕ ФИЛЬМЫ СПЕКТАКЛИ И....... ПОСАДКИ !!!.
василий к
А ты азартный Парамоша...
Бузыкин Александр 
Много спорили кто являлся прототипами главных героев фильма "Бег"..
На образ Хлудрва примеривали Кутепова, Слащева и даже Улагая. На роль Черноты Барбовича и Абрамова. Но скорее всего эти образы собирательные. Эскиз времени.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
СССР делал героев из американских преступников и сумасшедших
СССР делал героев из американских преступников и сумасшедших
32
Ваши новости 10:01 Вчера
Восстановить СССР, а собственно зачем?
Восстановить СССР, а собственно зачем?
103
Ваши новости 05:01 22 сен 2021
Уход за цикламеном в домашних условиях Уход за цикламеном в домашних условиях
В фильме «Белое солнце пустыни» цензура изменила финал. Показываем кадры и видео, которые не вошли в фильм
В фильме «Белое солнце пустыни» цензура изменила финал. Показываем кадры и видео, которые не вошли в фильм
25
Мужской журнал 10:00 23 ноя 2020
Подсмотрено: кадры папарацци
Подсмотрено: кадры папарацци
5
Мужской журнал 12:17 04 дек 2017
Страшные кадры чудовищных зверств: «Героические» действия венгров в СССР
Страшные кадры чудовищных зверств: «Героические» действия венгров в СССР
47
Мужской журнал 09:01 16 июн 2021
Приключения Электроника: как снимали фильм и что было дальше
Приключения Электроника: как снимали фильм и что было дальше
7
Мужской журнал 12:01 22 июн 2021
8 интересных фактов о фильме «Неуловимые мстители»
8 интересных фактов о фильме «Неуловимые мстители»
31
Мужской журнал 10:00 20 фев 2021
Фильм «Последняя реликвия». Что осталось за кадром
Фильм «Последняя реликвия». Что осталось за кадром
3
Мужской журнал 10:01 18 май 2021
7 кадров из фильма "Бриллиантовая рука", которые позволят взглянуть на картину по-новому
7 кадров из фильма "Бриллиантовая рука", которые позволят взглянуть на картину по-новому
3
Мужской журнал 10:00 15 фев 2021
Описан тайный заговор Андропова по развалу СССР
Описан тайный заговор Андропова по развалу СССР
65
Ваши новости 10:01 08 сен 2021
Фильмы, поражающие своей откровенностью 
Фильмы, поражающие своей откровенностью 
9
Мужской журнал 13:01 13 янв 2018
БА-10: Легкая броня тяжелой войны
БА-10: Легкая броня тяжелой войны
0
Авто-Тема 17:30 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства