То что нужно настоящему мужыку!

Кошка - проводник между нашим миром и миром иным

Кто эти таинственные существа – коты? Как образ кота воплощался в музыке, какие любимые коты были у композиторов? Об этом рассказывает Виктор Солкин ‑ известный учёный-египтолог, потому что коты – это, конечно, ещё и Древний Египет.

И. Кленская: Живут на земле существа неземной красоты.

Я думаю, ты догадался, что это – коты!

Март – месяц котов. Когда-то, много веков назад, первого кота в Россию привезла византийская принцесса Анна, жена князя Владимира. И с тех пор – коты, коты и коты! А нам интересно посмотреть, как образ кота воплощался в музыке, какие любимые коты были у композиторов, и вообще поразмышлять о таинственных существах – котах. Мы пригласили к нам в гости Виктора Солкина, известного учёного-египтолога, потому что коты – это, конечно, ещё и Древний Египет.

В. Солкин: Кошка была одомашнена на берегах Нила. Существует огромное количество произведений искусства, которые показывают удивительное, непростое мироощущение египтян. И кошка в нём играет очень большую роль. Есть существенные различия между котом и кошкой.

Кот – это воплощение солнечного бога. В заупокойных текстах рассказывается о том, как кот кричит в ночной тишине и этим криком создаёт мир. Египтяне называют его Ур-миу – великий кот. Это яркий солнечный демиург, который борется с хаосом, попирает зло, убивает под священными деревьями великого змея хаоса, для того чтобы мир восторжествовал.

Совершенно другая – кошка. Она грациозна, пластична, изысканна.

И. Кленская: У Фридерика Шопена была кошечка, за которой он любил наблюдать. Однажды он услышал, как она вспрыгнула на рояль и лапочками прикоснулась к клавишам. Шопен подумал: «Какой очаровательный звук! Какая очаровательная может быть мелодия!» Вальс № 4 он назвал «Кошачьим вальсом» в честь своей кошечки.

Кошка всегда где-то между мирами и между событиями

В. Солкин: Для древних египтян кошка – это самое яркое отражение женского характера: с одной стороны, нежность, ласка, материнство, чадородие; с другой стороны, опасность. Кошка вот-вот превратится в гневную львицу Сехмет – великую богиню воздаяния и гнева. Поэтому кошка всегда где-то между мирами и между событиями.

И. Кленская: Кот и кошка – это два разных создания?

В. Солкин: Абсолютно разных, с разным символизмом. Даже в амулетах кошки и коты несут совершенно отдельную нагрузку.

И. Кленская: Если кот – солнечная, яркая энергия, то кошка?

В. Солкин: Кошка – нечто таинственное, ночное. Я сразу скажу, что в египетской культуре кошка более популярна, чем кот,– такой неожиданный образ богини-матери. Кошку египтяне очень любили. Это желанная обитательница дома.

Кошка соединяет все эпохи и все контексты: разные языки, разные культуры, разные религии. Кошка идёт сквозь них, приходит из Египта в русский лубок, из русского лубка – в литературу XVIII–XIX веков. Есть потрясающая фраза I века до новой эры. Она принадлежит великому египетскому мудрецу Анхшешонку. Он оставил целый кондуит мудрости – пожелания поколениям грядущим. Он сказал: «Не смейся над кошкой», – ведь кошка в одном шаге от золотой богини любви, но точно так же она в одном шаге от львиноголовой богини ярости.

В Египте было представление о том, что есть великое, непознаваемое, изначальное, Предвечное божество. Воплощение, условно говоря, его души – это бог солнца Ра. Душа бога Ра – это богиня Исида, всем известная египетская Богоматерь с младенцем Хором на руках. Душа богини Исиды – это богиня Бастет, та самая, которая покровительствует кошкам. Соответственно, душа богини Бастет – это кошка. Вот такая цепочка напрямую выстраивает связь кошки с Предвечным божеством, которое творит мир.

Мой любимый древнеегипетский эпитет кошки – «лазуритовая кошка горизонта» (VIII век до новой эры, папирус Неспахеран). Знаете как красиво! Сохранилось множество амулетов с изображением кошки, которые делались из священных камней. Для древних египтян это хисмин, аметист, мефкат – великая священная бирюза богини-матери.

Кошка ‑ проводник между нашим миром и миром иным. Она всегда стоит на пороге.

И. Кленская: У Доменико Скарлатти, жившего в XVIII веке, был кот по кличке Пульчинелла. Этому коту нравился клавесин. Кот ходил по клавишам вальяжно и гордо, и звуки вдохновляли Скарлатти на создание прекрасной музыки. Одно из произведений он так и назвал – в честь своего кота: «Кошачья фуга».

В. Солкин: Мне кажется, существует нечто, связывающее кошку египетскую и европейскую. Она – проводник между нашим миром и миром иным. Она всегда стоит на пороге. В египетских гробницах изображали дверь в загробный мир – так называемую ложную дверь, и там сверху сидят две кошки, которые смотрят на входящего и готовы быть его спутницами и проводниками в пространство иного мира. Кошка в Египте иногда выступает как «владычица дома бальзамирования», причём не с точки зрения мрачного ритуала мумификации, а с точки зрения помощницы, которая берёт человеческую душу, бежит перед ней и показывает пространство. Точно так же считается, что сама богиня Бастет, великая и очень древняя, может обращаться в кошку, в своё священное животное, и бежать перед человеком в ночи, показывая ему правильную дорогу и оберегая его от ночных кошмаров.

Совершенно удивительная работа из собрания отдела Востока Библиотеки имени Волошина – большой цветной триптих классика японской графики XIXвека Байдо Кунимасы. Он изображает спектакль «Кошачий переполох». Смысл в следующем. Три актёра театра кабуки в богатых костюмах играют историю о коте-призраке бакэнэко. Это страшный кот, он связан с массой японских легенд. Центральный актёр изображён как раз в костюме этого кота. На нём белый парик, с ушами. Помимо того, что это ксилография, это ещё и богатейшее теснение – очень красивая вещь. И вдруг пространство театра разрывается (это прямо видно на гравюре), и появляется огромная морда этого страшного призрачного кота, который посетил спектакль, ему посвящённый, чтобы посмотреть, что же там происходит. Получается, что, казалось бы, в далёкой от нас экзотической японской культуре мы находим вещи, которые и гоголевщиной какой-то отдают. У японцев есть представление о том, что в кота-призрака бакэнэко может превратиться любая кошка, которая либо старше тринадцати лет, либо весит более одного кан (это три килограмма семьсот пятьдесят граммов).

И. Кленская: Не слабая кошечка!

В. Солкин: Да. В этот момент хвост у такой кошечки начинает раздваиваться, а кошечка эта способна съесть хозяина, выпускать огненные шары и предсказывать судьбу. Ещё в такое мистическое животное может превратиться та кошка, которая вечером на японской кухне лакает масло из светильника. Масло делали на основе рыбьего жира, и потому понятно, что для кошки оно привлекательно.

Ещё у японцев есть нэкомусумэ – кошка-женщина, кошка-призрак. Это обычно дама, которая была кем-то обманута или обижена. И вот она возвращается кошкой для того, чтобы отомстить своим обидчикам.

Когда ты смотришь на всё это, то выясняешь очень удивительную и забавную, хотя, может, и банальную вещь. Есть черты характера кошки, нашедшие отражение во всех культурах, через которые проходит этот образ (русская классика, Япония): принцип оборотничества, принцип потаённой стороны, принцип игры кошки. Кто с кем играет: человек с кошкой или кошка с человеком? Это большой вопрос.

И. Кленская: Теофиль Готье обожал кошек, и ему нравилось за ними наблюдать. Его любимая кошка всегда внимательно слушала певцов, которые приходили к нему в гости, и виляла хвостиком. Но как только певец брал высокую ноту, кошка начинала нервничать и бегать по комнате. Высокие ноты вызывают у котов беспокойство. Кто знает, может быть, Эндрю Ллойд Уэббер в своих знаменитых «Кошках» учитывал это свойство?..

Почему Булгаков выбрал одним из спутников Воланда именно кота?

В. Солкин: Это восходит к европейской традиции, к чёрному коту – колдовскому, волшебному коту, коту-предсказателю.

И. Кленская: У моряков считается, что чёрная кошка на корабле – счастливый знак. И если кошку выгнать, можно накликать беду. В Англии считалось, что если на берегу у жены моряка живёт чёрная кошка, то мужу ничего в море не угрожает. Говорят, что чёрные коты умеют играть с привидениями. Композитор Сергей Слонимский написал «Колыбельную для чёрного кота».

В. Солкин: Меня очень удивило различие в отношении к кошке в европейском и арабском Средневековье. В европейском Средневековье кошка – ведьма, кошка – чума, кошка – опасность. А на Востоке кошка – это одно из самых почитаемых животных Корана. Существует даже история про любимую кошку пророка Мухаммеда. Известна её кличка – Муизза. Эта кошка была очень почитаема. В Сунне (то есть дополнении к Корану, которое рассказывает в хадисах о жизни пророка Мухаммеда) говорится о том, что пророк Мухаммед считал кошку очень чистым созданием, сотворённым Аллахом как одно из тех животных, которое всегда находится рядом с человеком.

Пророк Мухаммед очень любил кошку Муиззу и никогда не тревожил её сон. Вот здесь – удивительный образ, который есть и в японской культуре: он отрезает фрагмент своего одеяния, на котором спит кошка, чтобы не разбудить её. В Японии есть знаменитое изображение гейши, которая отрезает кусок своего кимоно, для того чтобы не потревожить кошку. Удивительно: казалось бы, совершенно разные культуры!

Пророк Мухаммед использовал для омовения перед молитвой воду, которую пила кошка, потому что она – благословенное животное. Кошка любила спать на его коленях во время проповедей. Однажды кошка убила змею, которая забралась в рукав его одеяния и собиралась его ужалить.

Персидский историк и богослов Табари записал очень интересную легенду. Во время «Всемирного потопа» крысы и мыши начали прогрызать отверстия в днище Ноева ковчега (в Коране Ной – Нух). Нух гладит спину льва, лев чихает, и из его ноздрей выскакивают кошки, которые сразу же загрызают мышей и крыс, для того чтобы Ноев ковчег не потонул.

Совершенно удивительна преемственность идей: замечательные русские басни Крылова восходят к Лафонтену, Лафонтен восходит к Эзопу, а Эзоп-то восходит к древневосточной литературе!

В собрании Египетского музея в Каире меня в своё время поразили так называемые остраконы, то есть куски известняка, на которых художники рисовали то, что им позволительно: не что-то, регламентированное каноном, не роспись на стене царской гробницы, а что-то для души. Там очень много сатиры. В собрании Египетского музея в Турине есть даже целые сатирические папирусы, и там история взаимоотношений кошки и мышки – это вообще великая классика. Например, идут мыши и несут паланкин, в котором сидит госпожа кошка. Они оглядываются на неё со страхом и ужасом, а кошка делает вид, что не замечает, кто её несёт. Или обратная ситуация: несут великую госпожу мышь, ей прислуживают все животные, и, сжав челюсти, стоит кошка и обмахивает её большим опахалом. Это приблизительно XV–XIV века до новой эры.

Кошка как проявление Божьей воли, очень серьёзное на Арабском Востоке.

И. Кленская: Джоаккино Россини восхищался кошками, их таинственной жизнью, их очаровательным остроумием. И все мы знаем дуэт-буфф для котов, для двух голосов.

. Солкин: Я приведу один пример. Это история Ибн Башбада, которая была записана египетскими теологами и зоологами.

Некий специалист по литературе, грамматист Ибн Башбад сидел со своими друзьями на крыше мечети в Каире. Друзья чем-то закусывали. И мимо проходила кошка. Они дали ей несколько кусочков какой-то еды. Она взяла еду, убежала. И вернулась. Снова и снова. Учёные мужи стали следить за этой кошкой и увидели, что она убегает в соседний дом, на крыше которого сидела другая, слепая кошка. Рядом с ней наша кошка, главная героиня, оставляла принесённые кусочки пищи. Ибн Башбад усмотрел в этом заботу о слепом животном со стороны Бога. И это настолько его потрясло, что он оставил свои пожитки и стал жить в нищете, полагаясь на Бога до самой своей смерти в 1067 году. Это известный литературный факт арабского мира. Кошка как проявление Божьей воли, очень серьёзное на Арабском Востоке.

Каир – это город кошек. Они действительно такие, какими вы их видите на египетских статуэтках: поджарые, тонкие, с клиновидными мордами. Понятно, что и жара, и не так много еды. И когда часам к семи в Каире очень резко начинается закат, город, особенно помойка, оживает, потому что это город кошек. Их и терпят, и любят, в отличие, например, от собаки, которая считается в Исламе нечистым животным. Сотни, тысячи кошек выходят на улицы, особенно в старом городе, где до сих пор сохранились дома XVI–XVII веков.

Есть совершенно потрясающая книга английского писателя и медиевиста Роберта Ирвина. Это роман «Арабский кошмар» про европейского паломника в средневековом Каире. В центре некоторых эпизодов этого романа оказывается такой образ – Кошачий Отец, некий предсказатель, знаток судьбы и маг, который живёт в центре Каира. И все кошки Каира ночью приходят к нему и рассказывают тайные истории, которые они подглядывали, подслушивали и выведывали. Вот такой потаённый мир. И если ты просто читаешь эту книгу, ты думаешь: «Какая странная история!» Но если ты знаешь, как на самом деле выглядит Каир, ты понимаешь, что это реалии, которые до сих пор сохранены в старом городе и которые уходят в арабские средневековые литературные традиции.

Когда кошка урчит, на самом деле она ощущает единение с Богом и пребывает в глубокой медитации.

И. Кленская: Вы видели когда-нибудь, как собираются кошки?

В. Солкин: Да, конечно. Это несложно увидеть. Просто надо в любой вечер пойти в старый город, поближе к помойкам. Кошек безумно жалко, потому что они все жутко тощие, измученные. Их хочется покормить, но этого нельзя делать. Даже если вы сидите в каком-то кафе и вы предложили что-то одной кошке, то ровно одна секунда – и тридцать кошек рядом с вами, и сразу же образовывается стая. Но всё-таки они выживают. Это неотъемлемая часть арабского города, арабской традиции.

Сколько раз Средневековая Европа страдала от чумы! Чумной вибрион переносится блохами, которые живут, паразитируя на крысах. С кораблями чума неоднократно приходила в Европу, и в том числе из-за того, что Европа по религиозным соображениям боролась с кошками. А поскольку в арабском мире кошка почиталась, это, естественно, влекло за собой уничтожение крыс, мышей и той опасности, которую они несли.

Но есть удивительная и очаровательная вещь, которая меня потрясла. Я думаю, многие знают, что в исламе есть мистическое течение суфизм: религиозные философы пытаются найти свой, близкий путь к Богу. И вот суфии считали, что, когда кошка урчит, она повторяет внутри себя зикр. Зикр – это монотонноеповторение молитвы, которая основана на многократном воспроизведении разных имён Бога. Соответственно, когда кошка урчит, на самом деле она ощущает единение с Богом и пребывает в глубокой медитации.

Есть одна потрясающая история. Аш-Шибли, очень известный египетский суфий X века, рассказывал, что он пришёл повидаться с другими учёными мудрецами. И он увидел, что некий мудрец Саури пребывает в медитации. При этом он настолько неподвижен, что у него не шевелится даже волосок на бороде. И аш-Шибли спросил его: «У кого ты научился такой глубокой медитации?» И тот ответил: «Я научился этому у кошки, ибо так кошка поджидает мышь, сидя около норки». Вот смотрите, возникает интересная параллель: кошка, которая урчит, – постоянная внутренняя молитва; кошка, которая ждёт свою добычу, – терпение.

Сейчас мы с вами в любом западном фильме можем увидеть какой-нибудь американский коттедж с дверкой во внешней двери, чтобы кошка проходила туда и обратно. А есть замечательная история про иранского шахиншаха Исмаила Сафави (рубеж XV–XVI веков). Он считал, что в котах живут его защитники. Он преследовал всех, кто не любил кошек. И в его шатре впервые были сделаны маленькие дверки, для того чтобы коты заходили туда. Естественно, на хорошее-то угощение только плохой кот не придёт. Исмаил считал, что это его духи-хранители, – проекция на кота-оборотня, который есть во всей литературе.

Мой любимый образ кота?.. Да Бажов, земляная кошка в уральских сказках! Помните эту историю? Ведь она же защищает эту несчастную девочку, которая скрывается от преследователей. И горящие кошачьи уши, которые видны над тайгой. И волки отступают, когда идёт земляная кошка. По-моему, колоссальный, фантастический образ! Может быть, мы даже не вдумываемся в него. Кошка как защитница: от Древнего Египта и кошмаров ночи (она проходит даже в сны, чтобы защитить человека) до Бажова («Кошачьи уши» и земляная кошка).

И. Кленская: Есть легенда, что, если человеку приснился плохой сон, если ему страшно ночью, он может обнять кошку, погладить её, и все страхи уйдут, и она унесёт плохие сны.

В. Солкин: Сон – это пограничное пространство, которое объединяет мир живых, мир ушедших и мир божественный. И кошка является существом, абсолютно органичным и в этом мире, и в том мире. И всё-таки, несмотря на опасность, несмотря на возможность трансформации в львицу, человеку этот образ невероятно дорог. И в то же время в этом существе заложены очень большая мудрость и уважение.

И. Кленская: А у вас есть кошка?

В. Солкин: У меня кот, Махес. Кстати, Махес – это львиноголовый бог бури, сын богини Бастет в Древнем Египте, так что к кошке он имеет непосредственное отношение. А перед ним у меня была легендарная кошка, которая прожила двадцать один с половиной год.

Я бы сказал, кошка – это личность. Личность яркая, со своим характером, со своими эмоциями, с пониманием того, какое состояние ты переживаешь в тот или иной момент. Это очень глубинный диалог.

В Египетском музее в Каире есть удивительный памятник XIV века до новой эры. Это саркофаг любимой царской кошки, выполненный из известняка. Кошка принадлежала царевичу Тутмосу (эпоха Аменхотепа III). Она там изображена на стенках и находится в качестве забальзамированной госпожи. Для неё написаны все те же заупокойные молитвы, что и для человека.

И. Кленская: И они так же читались для неё?

В. Солкин: Конечно, читались. И этот саркофаг сделан по модели богатого человеческого погребения. То есть ощущение кошки как личности идёт оттуда, из глубокой древности.

И. Кленская: Греки считали, что богиня Артемида часто принимает облик кошки. Поэтому кошки всегда находились под особой защитой. А в Древнем Риме кошки символизировали свободу и независимость. Она всегда сопровождала богиню свободы Либертас.

У Иосифа Бродского есть стихотворение, которое посвящено кошке. Он считал, что кошка – одно из самых музыкальных созданий в мире.

Наши щёчки волосаты.

Наши спинки полосаты,

Словно нотные листы.

Лапки – чудо красоты!

.

Красоты мы необычной,

Выгнут хвост, как ключ скрипичный.

Мы в пыли его влачим

И в молчании – звучим.

Мы говорили сегодня о котах: в жизни, в музыке, в легендах. Наш гость – Виктор Солкин, известный египтолог. Вела программу Ирина Кленская. Удачи.

http://muzcentrum.ru

Источник: https://salik.biz/articles/44390-koshka-provodnik-mezhdu-nashim-mirom-i-mirom-inym.html


Источник: Кошка - проводник между нашим миром и миром иным
Опубликовал:
Теги: дорога история женщина мир животные кошка

Комментарии (4)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Николай Меркулов
Да чудо, эти кошки ,коты.Очень люблю этих животных .И животными - то не назовёшь.Так порой себя ведут как-будто это детки лет 5-ти, а иногда ощущение,что детки лет 10-ти.Вспоминаю как дворовая кошка ухаживала за своими 6-тью котятами.Сама порой голодная,но кусочки еды ,которые мы ей давали тащила сначала своим котятам.Тащит,тяжело ,приостановится, отдохнёт и опять тащит.А когда они повзрослели, она их распределила между соседями .Нам троих принесла и остальных куда - то пристроила.И вот ,что интересно.За нашими приходил кот-папа.Огромный чёрный красивый кот.Мы его звали "нельсон" - у него что-то было с глазиком.Придёт во двор ( мы загородом живём) Сначала к нам подойдёт ," ..дайте что- нибудь вкусненького..".Ну положим в миску.И эти три малыша бегут к миске.Он от миски отходит и сидит рядом, смотрит пока они не налопаются, а потом уже сам.Они к нему подбегут, он их полижет и всё, пошёл по своим делам.И так ,если не каждый день,то через день это точно.Иногда их кошка- маманя приходила,как- бы с проверкой." Хорошо себя ведёте?" И так это было ,пока эта троица не повзрослела.Всегда считал ,что у них у животных сначала наедается самец,а уж потом молодняк.А тут...Вот как интересно
Владимир Седышев 
Однажды, зимой, шёл через Волгу, по льду, на дачу. Кошечка мирно сидела у меня за пазухой. Вдруг она стала отчаянно рваться наружу. Я остановился и увидел впереди себя промоину, - ещё пару шагов и конец всему, ведь природа не наделила людей чувствовать многое.
Данил Арутюнов
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Кирилл Николаевич
Описываю реальный случай, являясь свидетелем произошедшего. Кошка мирно жила в одной семье, где проживала пожилая мать с сыном. В какой-то день, когда старушка шла в ванную комнату, кошка начинала прыгать на ручку двери ванной, за которую рука женщины бралась, когда нужно ей было открыть дверь. Старушка сердилась на такое поведение любимой кошки, не понимая, почему кошка стала так делать. Через несколько дней, выходя из ванной, старушка упала и скоропостижно скончалась. Очевидно, кошка чуяла приближающуюся к женщине смерть именно с возможными нагрузками для организма человека, которые испытывает тело и сердце пожилого человека при принятии ванны.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Любит ли вас кошка? 15 способов узнать это
Любит ли вас кошка? 15 способов узнать это
9
Все о работе руками 08:48 30 мар 2024
Кого из членов семьи кошка выбирает на роль «прислуги»
Кого из членов семьи кошка выбирает на роль «прислуги»
14
Мужской журнал 08:01 10 дек 2021
Почему кошка долго и пристально смотрит в лицо человеку
Почему кошка долго и пристально смотрит в лицо человеку
14
Мужской журнал 08:00 16 июл 2021
Почему кошка оставляет еду в миске и не доедает её потом
Почему кошка оставляет еду в миске и не доедает её потом
16
Мужской журнал 08:00 09 дек 2021
5 признаков того, что кошка вас не любит
5 признаков того, что кошка вас не любит
3
Мужской журнал 08:01 20 июл 2021
Почему кошка выбрала именно тебя, о чём гласит примета
Почему кошка выбрала именно тебя, о чём гласит примета
6
Мужской журнал 08:01 31 авг 2021
8 главных признаков, что кошка любит своего хозяина
8 главных признаков, что кошка любит своего хозяина
4
Мужской журнал 08:00 17 июн 2020
Как кошки говорят с людьми и между собой?
Как кошки говорят с людьми и между собой?
9
Мужской журнал 07:00 07 июн 2021
Медведица и кошка: чем закончилась незаурядная дружба длиною 10 лет
Медведица и кошка: чем закончилась незаурядная дружба длиною 10 лет
9
Мужской журнал 07:01 16 фев 2021
В чём разница между пассатижами и плоскогубцами
В чём разница между пассатижами и плоскогубцами
2
Все о работе руками 10:01 12 апр 2024
Главное не победа, а участие — как появился знаменитый девиз
Главное не победа, а участие — как появился знаменитый девиз
0
Читайте самую соль! 17:50 Сегодня
Почему вдова последнего султана Османской империи почти 40 лет не выходила из дома: Мюшфика Кайысой
Почему вдова последнего султана Османской империи почти 40 лет не выходила из дома: Мюшфика Кайысой
0
Читайте самую соль! 17:43 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства