Говорят, что причиной ухода из жизни императора Александра Третьего стал нефрит. А подорвал здоровье царь якобы, когда держал на себе крышу вагона поезда, сошедшего с рельсов 29 октября 1888 года.
Об этом событии хотелось бы поговорить подробнее. Есть несколько интересных вопросов по теме. Например:
· как всё произошло?
· почему?
· кто был виноват?
· какие последствия?
Итак, 29 октября 1888 года император Александр Третий вместе со своей семьёй возвращался из Крыма в Санкт-Петербург. Много времени Романовы провели на юге, набрались здоровья и в неплохом настроении ехали по матушке-России.
Недалеко от станции Борки поезд затрясло – говорят об одном сильном толчке и ещё нескольких небольших. И 10-вагонный состав сошёл с рельсов.
20 человек тогда не попало к своим родным и близким, не вернулось домой. Ещё 60 людям пришлось оказывать медицинскую помощь.
Рассказывали, что физически-сильный император держал над собой крышку вагона, пока его супруга и дети выбирались из-под обломков.
И далее уже родилась теория, что именно в этот день Александр подорвал своё здоровье.
Но есть и другая версия.
Сложно представить, что даже физически-сильный мужчина может продолжительное время держать над собой крышку вагона. Вероятно, та просто сложилась домиком, а Александр только подстраховывал своих родных, чтобы не было внезапного обрушения.
Конечно же, людям хочется верить в красивые легенды. Поэтому я скажу так: теперь уж установить ничего нельзя. Давайте верить, что Александр, который, в принципе, был одним из самых мудрых и располагающих к себе царей, действительно, держал крышку вагона.
Перейдём к следующему вопросу: кто виноват?
О! Это один из извечных российских вопросов. Что делать – это тогда знали: лечить пострадавших, проводить расследование – как раз, чтобы понять: кто виноват?
До сих пор говорят, что имел место теракт. Ведь политикой Александра и существованием монархии в России были довольны не все. Вполне логично предположить: царскую семью хотели уничтожить разом.
Единственное – метод не самый надёжный. Сход поезда с рельсов автоматом не даёт устранение царя.
Но эту версию исключать нельзя. Хотя более логичной и правдоподобной представляется другая:
как было установлено, императорский состав был прилично нагружен. Можно предположить, насколько именно: было 10 вагонов, нуждающихся в медицинской помощи оказалось 60 человек, 20 людей отправилось в мир иной. А ведь были и те, кто абсолютно уцелел. Сюда же нужно добавить то, что люди ехали не налегке. Император возвращался из Крыма и, вероятно, вез с собой очень много разного.
Таким образом, можно сделать вывод: поезд был перегружен.
Было также установлено, что состав шёл на скорости 68 км/ч. Это сейчас не очень много. А в те времена – это был самый настоящий «полет».
То есть, тяжёлый состав ехал очень быстро. И тут сыграл свою роль третий фактор. Он, впрочем, остаётся недоказанным: железная дорога находилась в неидеальном состоянии.
Такой вывод можно сделать, основываясь на беседе Анатолия Фёдоровича Кони с императором. Кони был в должности прокурора, вёл расследование по делу.
Интересно, что Александр Третий совсем ничего не говорил о теракте. Он спросил у Кони: «Нет ли в деле чрезвычайной небрежности?». На что юрист ответил: «Я вижу здесь сплошное неисполнение всеми своего долга».
Комментарии (4)