То что нужно настоящему мужыку!

Ладожские каналы

На территории России имеются далеко не молодые искусственные водные системы, каналы. К сожалению, эта тема не афишируется даже среди историков. Хотя, масштабы работ в них такие, что давно пора показать эти масштабные стройки прошлого или возвести их в ранг «Достояний истории страны». Но сколько-то подробной информации про них Вы не найдете. К таким объектам относятся Ладожские каналы, которые входят в еще более масштабную систему.

Как видно, от р.Волхов до р.Невы вдоль берега Ладожского озера идет канал. Сразу возникает вопрос: а зачем дублировать водное сообщение каналом, если можно проплыть по реке в само озеро и выйти потом в Неву? Или почему бы п.Волхов не соединить с р.Кобонь? Пусть даже через шлюзы? Это было бы намного короче. Давайте смотреть и разбираться.

Заходим в гугл-карты и видим, что каналов, идущих вдоль Ладожского озера – два. Имеются у них и названия: Староладожский и Новоладожский:

Ссылка на гугл карту.

Еще одна карта этого канала.

Строительство Ладожского канала началось в 1719 году, при Петре I. В то время желание царя Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В указе от 18 ноября 1718 года Петра I сказано:

«какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…».

В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. По проекту он должен был быть без шлюзов, глубиной 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.

Вот так это представляют историки:

После затягивания работ первоначальным подрядчиком Скорнякова-Писаревым и после его отстранения от этой стройки, летом 1725 года к строительству были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек). 22 октября 1730 года под руководством генерала Миниха строительство канала было закончено, и весной 1731 года по нему начали ходить суда. Строительство и перестройка шлюзов шли вплоть до 1833 г.

В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Для движения судов малого измещения используется Новоладожский канал.

Новоладожский канал (Императора Александра II) — без шлюзный водный путь вдоль южного берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Нева. Построен за 5 лет, с 1861 по 1866 годы, параллельно обмелевшему и пришедшему в ветхость Старо-ладожскому каналу времён Петра I. ДоОктябрьской революции назывался именем императора Александра II Освободителя.

В 1826 году из-за сильной засухи судоходство по Старому Ладожскому каналу полностью прекратилось и поэтому были построены новые гранитные шлюзы в Шлиссельбурге. В Новой Ладоге установили паровые насосы (производительностью 310 м³ в сутки), которые перекачивали воду из Волхова в канал.

В том же году были проведены изыскания и составлено несколько проектов углубления канала. Но ни один подрядчик не брался за выполнение работ. В связи с этим Департамент сухопутных и водных путей принял решение построить новый канал своими силами, но уже без шлюзов и с габаритами: ширина по зеркалу ~36 м, по дну — 26 м, глубина при самом низком уровне в озере — 1,8 м.

Строительство началось 28 мая 1861 года, и 1 сентября 1866 года канал был открыт для движения судов. Новый канал был назван Новоладожским, он идет параллельно старому, ближе к Ладожскому озеру. Протяженность 110 км. Сметная стоимость 4,6 млн руб. В настоящее время Новоладожский канал используется для движения судов малого водоизмещения и отстоя более крупных судов в межнавигационный период.

Посмотрев по гугл-картам эти два канал, увидел, что они идут гораздо восточнее р.Вохов – до притоков р.Свирь! Получается, старые карты не точны или оба Старо-Ладожский канал продлили?

Но в любом случае — это уже сообщение с Онежским озером! Онежский канал идет вдоль южного берега озера! И проложен он до р.Вытегр, которая имеет отношение к Волго-Балтийскому каналу по реке Ковжа. Так же р.Вытегр (Ковжа) южнее, в районе оз.Белого имеет обводной канал и вокруг него (Белозерский канал). Южнее озера Белого течет р.Шексна, которая впадает в Рыбинское водохранилище. Ну, а это уже Волга! Вот такая водная транспортная система. И название есть: Мариинская водная система. Не вся она современная. Но об этих каналах я расскажу как-нибудь в следующий раз. А пока вернемся к Ладожским каналам. Добавлю лишь, что этот водный путь может проследить любой желающий. Да, и проплыть – не составит труда. Все судоходно.

Логика обводных каналов такая: для мелких судов шторма на озерах ранее очень страшны, а сам канал – это надежный фарватер. Единственное, объем строительства вручную таких масштабов просто фантастичен. Кроме численности людей, кто участвовал в стройке – данных нет. И это настораживает.

Предлагаю проследить путь Ладожских каналов с востока, от р.Свирь до р.Невы (в обратную сторону их строительства).

Ссылка на гугл карту.

Полосатые поля – это мелиоративные каналы, осушение, а может быть и торфоразработки. Севернее – Новоладожский канал. Южнее — Староладожский.

Вот такой вид в этом месте имеет Староладожский канал. Вопрос: почему его не расширили, не углубили, а выкопали новый, параллельно старому? Ведь можно было бы учаcтками перекрывать канал, осушать и реконструировать? Перепад высот не подходящий? Я этого не заметил (по снимкам далее). Или было два канала изначально?

Движемся на запад:

Старый мост через Старо-Ладожский канал в д.Загубье.

Высота берегов – очень приличная. Представляете объем земляных работ? Без техники!

А это мост через Ново-Ладожский канал в д.Загубье.

Ново-Ладожский канал.

Я просто не представляю, как в то время можно было построить такие каналы?! За такие сроки, которые дает нам традиционная история! Ведь паровые экскаваторы появились лишь в конце 19в. А это его начало! Объем строительства Беломор-канала не идет в эти сравнения.

Каналы подходят к Ладожскому озеру

Многие фотографии Ново-Ладожского канала, представленные здесь, сделаны с теплохода Москва-212 в 2010г. В 2011г. здесь впервые за последние десятилетия прошел экскурсионный теплоход с проходом через всю Мариинскую систему каналов: от Волги до Невы

Старый канал 60° 21' 41.46" N 32° 40' 53.07" E

Новый канал.

Мост между двух каналов. Ссылка на место.

Старый канал в этом месте. Согласитесь, если загнать дноуглубительную машину, земснаряд в канал и пройтись туда и обратно – можно сделать его вполне судоходным для небольших судов.

Ссылка на гугл карту.

Вот такой вид в лесу имеют эти мелкие каналы.

Ссылка на гугл карту.

Местами оба канала идут совсем близко друг к другу.

Между двух каналов. Фотография июль 2008 года.

Каналы пересекают реку Сясь.

Старый канал в районе р.Сясь.

На канале с т/х Москва-212.

Еще западнее.

Береговое укрепление на Новом канале.

Ссылка на гугл карту.

Каналы в районе Новой Ладоги.

Старый канал в районе Новой Ладоги.

Новый канал в Новой Ладоге.

Новоладожский канал, вид с понтонного моста.

Двигаемся далее на запад:

Старый канал. Высота берегов большая, а значит и земляных работ.

Старый канал.

Новый канал. Каналы почти не отличимы.

И вот первые гранитные сооружения на старом канале 60° 8' 45.72" N 32° 7' 27.72" E. Ссылка

Написано, что это гранитный водоспуск.

Водоспуск в Ладожское озеро в районе д.Дубно – Дубенский водоспуск.

Ссылка на карту.

Сумский водоспуск.

Новый канал.

Ссылка на гугл карту.

А севернее Новый канал судоходен.

Старый канал в Шлиссельбурге, откуда он и начинается.

Местами имеет гранитное обрамление.

Новый канал рядом со Шлиссельбургом.

Несколько фотографий Старо-Ладожского канала:

Шлюз.

Еще один.

Старый и Новый каналы.

Думаю, я наглядно показал весь объем работ, который просто фантастичен для начала 18в., да и в начале 19в. он тоже не кажется обычным, т.к. официально еще нет паровой землекопательной техники. Вручную, пусть даже силами тысч человек – это выкопать… я не представляю себе как! А ведь всех этих людей нужно не только прокормить, но и разместить на ночлег. Было много деревень? Возможно. Но вопросов к этому процессу грандиозной стройки – огромное количество. И к тому же, эту стройку 18в. опять приписали самому реформаторскуму царю всей истории России – Петру I. А объем земляных работ в Старо-Ладожском канале – соспоставим со строительством современного С-Петербурга.

Дополнение.

Дноуглубительные работы на канале проводились в начале 20в.:

Автор: sibved

Источник:

http://tart-aria.info

Источник: https://salik.biz/articles/47850-ladozhskie-kanaly.html


Источник: Ладожские каналы
Опубликовал:
Теги: история отношение море Фотография работа

Комментарии (16)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Александр Скориков
Отличный репортаж, надо делать там туристический маршрут, ремонтировать, реставрировать, где можно - это же русское чудо! А рядом Шлиссельбург, Орешек, крепость в Старой Ладоге - обязательно съезжу туда.
Роман Егоров 
кстати да..а я всё думал куда с надувной лодкой поехать...
Александр Штурвалов 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
С 1982 по 1099 год очень много ходил по Новоладожскому на Свирь на своем миноносце Кадет. Возил новых русских. Абалденная чистая природа. Рыбалка. охота итальянцев на уток,море грибов. ягод, сауна на корабле, бабы... Восемь итальянцев за 3 дня выпили 1 бутылку Абсолюта и ящик пива,настреляли штук 20 уток и потом их выбросили.Обиделись, что мало настреляли и самое главное, не удалось подстрелить какую то редкую из красной книги утку. На западе она очень дорого стоит.
Мурат Джаксыкельдинов 
А мысли не возникло, за такое свинство этих макаронников самих там выбросить? Главное правило охотника - не убивай без нужды! Для развлечения уже давно фоторужье изобрели.
Константин Папанов 
обь-енисей не менее увлекательная тема
Роман Егоров 
а ведь можно замутить получше чем в Венеции !..я думаю не дороже чем ЧМ по футболу..
Владимир Корольков 
Н. Ладога - 110 км, грунт- песок, суглинок, иногда с включением камня. ББК- 227 км, из них ~ 43 км рукотворные, почти все в камне, техники не было ни какой- кирка. лопата и тачка, даже динамит выдавался в случае массива, 21 млн. кубометров вынутого камня !!!!! Многократно ходил и там, и там, СРАВНЕНИЙ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ!.
александр тарасов 
Уровень воды в Староладожском канале был не ниже уровння Ладоги на 2 метра, а наоборот выше и для этого служили водопропускные сооружения,при помощи которых и поднимали уровень воды, не только упомянутые, а так же на реках Кобона и Лава. В деревне Лаврово и сейчас есть мост через эти сооружения, самих то затворов давно нет, но каменные основания существуют и через них мост перекинут. Вы ещё не упомянули булыжные дороги по обеим сторонам канала, по которым шли лошади и тянули баржи.
Владимир Корольков 
" Объем строительства Беломор-канала не идет в эти сравнения."
Чушь
Владимир Корольков 
На всякий случай- на ББК, 49 дамб, 5 ГЭС, 2,5 тыс. жд путей .... На Н.Л нет ничего!!
Кстати, на Н.Л нет ни одного шлюза !!
Даник Даник 
В Новой Ладоге шлюз есть ,сейчас не рабочий,Перепад уровней метра два,шлюзовые ворота открывались ручными воротами,лет 20назад лодки ещё проходили,а раньше и мелкие суда,пацанами помогали ворота открывать,купались рядом.
Владимир Корольков 
Н.Л- болото, по ходу засыпаешь, по дороге только один наплавной- разводной мост, на ББК на нервах весь путь, то и дело у борта каменюги
Владимир Корольков 
Автору: Прежде чем писать такие комментарии, сходил бы в гугль, и получил бы обратное мнение: в сравнении ББК с Н.Л, Н.Л проигрыват по всем показателям
Александр Штурвалов 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Мурат я абсолютно согласен. Но как их выбросишь, этих уродов.
Василий Иванов
Каналы были до Петра. Нужно помнить, что Россию и Шведцию разделяла ИНГЕРМАНЛАНДИЯ.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Оросительные каналы Чулышманской долины
Оросительные каналы Чулышманской долины
0
Мужской журнал 06:02 03 дек 2018
«Ельцинский сценарий»: оппозиционные каналы сообщают подробности «ссоры» Лукашенко с Кремлём по транзиту власти
«Ельцинский сценарий»: оппозиционные каналы сообщают подробности «ссоры» Лукашенко с Кремлём по транзиту власти
2
Ваши новости 17:01 01 мар 2021
Древний Мехико - это остров на озере Тескоко. Версия о том, куда исчез этот огромный водоем
Древний Мехико - это остров на озере Тескоко. Версия о том, куда исчез этот огромный водоем
2
Мужской журнал 06:00 01 мар 2022
В Вашингтоне прекратят вещать все иностранные каналы
В Вашингтоне прекратят вещать все иностранные каналы
0
Ваши новости 07:01 01 апр 2018
Докеры Владивостока забросали касками владельца предприятия, который назвал их быдлом
Докеры Владивостока забросали касками владельца предприятия, который назвал их быдлом
12
Ваши новости 04:01 07 окт 2020
Красоты России (#658)
Красоты России (#658)
0
Мужской журнал 05:01 07 окт 2021
Расчистка Коринфского канала
Расчистка Коринфского канала
0
Мужской журнал 11:02 26 ноя 2018
Максим Леонидов — о россиянах: "Даже язык не поворачивается это назвать народом"
Максим Леонидов — о россиянах: "Даже язык не поворачивается это назвать народом"
32
Ваши новости 04:01 07 июл 2020
Вот почему мужики выбирают йогу!
Вот почему мужики выбирают йогу!
2
Авто-Тема 22:13 11 ноя 2017
Допустимо ли мешать тосол с антифризом
Допустимо ли мешать тосол с антифризом
16
Авто-Тема 07:20 31 янв 2022
Проводка без штробления. Как же ее скрыть? Советы!
Проводка без штробления. Как же ее скрыть? Советы!
1
Все о работе руками 08:01 29 окт 2023
Почему греется телефон
Почему греется телефон
1
Читайте самую соль! 17:21 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства