То что нужно настоящему мужыку!

Морские истории. Как адмирал Нимиц спас адмирала Деница от виселицы


История, о которой пойдет речь, закончилась в 1946 году в городе Нюрнберге, во время международного Трибунала, судившего нацистскую верхушку.

Одним из подсудимых был гроссадмирал, командующий подводным  флотом Рейха (1939-1943), главнокомандующий военно-морским флотом Германии (1943-1945), глава государства и главнокомандующий вооружёнными силами Германии с 30 апреля по 23 мая 1945 года Карл Дениц.

Деницу реально светила виселица, поскольку немецкие подводники в течении войны постарались от души. Да плюс еще и то, что гроссадмирал занимал такие, мягко говоря, щекотливые посты в самом конце войны. Понятно, что за неполный месяц правления Германией он не мог натворить дел, тем более, что война по факту закончилась на следующий день после вступление в должность преемника Гитлера.

Но основной претензией к Карлу Деницу стал так называемый приказ «Тритон Ноль» или «Приказ «Лакония». Британский обвинитель счел, что данный приказ является доказанным преступлением, поскольку согласно его экипажам подводных лодок вменялось целенаправленно уничтожать экипажи и пассажиров потопленных судов и кораблей.

Очень серьезное обвинение, однако, в список преступлений Деница этот пункт включен не был. И вместо ожидаемой виселицы, Дениц получил всего 10 лет тюрьмы.

Основной причиной считается заступничество адмирала американского флота Честера Нимица, который был вызван в качестве свидетеля-консультанта по вопросам подводной войны.


Нимиц действительно соображал в подводных лодках, но его выступление на Трибунале было удивительным.

Нимиц заявил, что в поступке Деница не видит ничего такого, поскольку американские подводные силы на Тихом океане придерживались совершенно такой же тактики неограниченной подводной войны, что и немцы. Трибунал учел неожиданное заявление американского адмирала и Дениц получил 10 лет.

Однако, если копнуть поглубже, то участие американцев в том, что Дениц издал свой приказ «Тритон Ноль» далеко не столь рыцарское. Скорее, наоборот, очень неприглядное.

Идем в историю.

1942 год. Война реально охватила весь мир и именно к этому году стала Мировой. Сражались во всех океанах и почти на всех континентах. Исключение составляла только Северная Америка. Надводная война большими кораблями у Кригсмарине не задалась, потому по опыту Первой Мировой в Рейхе решили наносить удары по Британии с помощью рейдеров и подводных лодок.

Это было верное решение. Счет потопленных кораблей шел на десятки в месяц, а тоннаж составлял сотни тысяч тонн.

Стоит отметить, что в начале войны подводники стран-участниц еще придерживались рыцарских правил Первой Мировой и международных сводов правил.

Однако случай, который мы сейчас рассмотрим, поставил жирную точку в истории морского рыцарства. Несмотря на то, что подводная война – это одно из самых жестоких полей сражений той войны, даже в ее истории случались моменты, скажем так, не совсем укладывающиеся в общие рамки.

12 сентября 1942 года, в 22.07, немецкая подводная лодка U-156 под командованием Вернера Хартенштайна атаковала вооруженный транспорт под британским флагом и поразила его двумя торпедами. Атакованный транспорт передал сообщение «SSS» — код, означающий «атакован подводной лодкой». Этим транспортом был RMS Laconia («Лакония»).


По документам на борту транспорта находилось более 2 700 человек, в том числе 63 члена экипажа, 80 гражданских, среди которых были женщины и дети, 268 британских военнослужащих, примерно 1 800 пленных итальянцев и 103 человека конвоя, состоявшего из поляков.

После взрывов торпед судно получило сильный крен, который не дал возможности спустить все шлюпки на воду. Если бы это получилось, мест в них хватило бы на всех, даже на пленных. Кстати, военнопленные тоже имели право на спасение согласно всем международным правилам.

Однако пленных итальянцев просто бросили в трюмах. Когда охрана побежала спасаться, то часть итальянцев кое-как смогла выбить иллюминаторы и пролезть через вентиляционные шахты.

Некоторые были застрелены, некоторые заколоты штыками и ножами. Таким образом благородные морские джентльмены из Британии и их помощники из Польши оберегали себя от проблем с перегрузом шлюпок. Итальянцам не давали возможности даже приблизиться к шлюпкам, отгоняя кого выстрелами, кого ударами.

Кровь и движения в воде вполне ожидаемо привлекли акул. Атлантическое побережье Африки, сами понимаете, рай для акул, которые приветствовали неожиданный обед.

В целом, отношение британских моряков к противникам в той войне можно было порой сравнить с действиями японцев.

Далее, когда «Лакония» погрузилась под воду, на поверхности показалась U-156. На тот момент у немецких подводников действовал приказ о необходимости брать в плен капитанов и старших механиков.


Однотипная с U-156 лодка серии IXC


Капитан немецкой подлодки Вальтер Хартенштайн не знал, что капитан «Лаконии» Рудольф Шарп остался на тонущем корабле, но выполнить указание штаба можно было попытаться, поскольку на поверхности воды барахталось множество людей плюс шлюпки.

Вообще-то Хартенштайн мог этого и не делать. «Лакония» шла противолодочным зигзагом, с погашенными огнями и была вооружена. Два орудия 120-мм, три зенитных автомата 25-мм и шесть пулеметов 12,7-мм. Так что U-156 могла следовать дальше к Кейптауну и никто не был бы в претензиях.


Орудия на "Лаконии"


Но немецкий капитан дал команду на всплытие, а всплыв, внезапно услышал итальянскую речь. И тут получилось странное: немецкий капитан оказался не законченной скотиной, сообщил в штаб и решил проводить спасательную операцию.

Понятно, что наименее всего подводная лодка приспособлена для операций по спасению большого количества людей. И тогда Хартенштайн принял очень неординарное решение: он вышел в эфир на открытой частоте и сообщил всем, что «Если какой-нибудь корабль пожелает оказать помощь экипажу «Лаконии», я не стану атаковать его при условии, если сам не буду атакован с моря или с воздуха. Имею на борту 193 спасённых. 4 градуса 52 минуты южной широты, 11 градусов 26 минут западной долготы.»

Командование Кригсмарине одобрило проведение спасательной операции. К U-156 подошли U-506 и U-507, и итальянская подлодка «Comandante Cappellini». Кроме того, правительство оккупированной Франции (Виши), по просьбе главкома Кригсмарине гроссадмирала Редера выслало из Касабланки еще три корабля.

В общем, к 15 сентября немецкие и итальянские подводники фактически подняли из воды всех живых и начали движение в надводном положении, буксируя шлюпки за собой. Понятно, что в таком положении лодки были весьма уязвимы при любом раскладе, и малейшая угроза атаки отразилась бы на спасаемых.


Угроза возникла на следующий день, 16 сентября. Над U-156, которая тащила на буксире четыре шлюпки и кроме этого имела на борту больше сотни спасенных итальянцев, пролетел американский В-24 «Либерейтор» из состава сил патрулирования, базировавшихся на острове Вознесения.


При появлении самолета с подводной лодки прожектором просигналили, что «Офицер ВВС Великобритании говорит с немецкой подводной лодки, на борту выжившие с «Лаконии»: солдаты, гражданские лица, женщины, дети».

Кроме того, лодка продемонстрировала экипажу В-24 флаг Красного Креста размером 2 х 2 метра. Американцы по идее должны были увидеть.

Экипаж самолета никак не прореагировал и «Либерейтор» улетел.

Вернувшись на свою базу, на остров Вознесения, командир экипажа Джеймс Харден доложил об увиденном своему командиру, начальнику базы, Роберту Ричардсону.


Роберт Ричардсон


Согласно правилам ведения войны, написанные, правда, в мирное время, суда под флагом Красного Креста, ведущие спасательные операции, не могли быть подвергнуты атаке.

Ричардсон потом утверждал, что не знал, что подлодка участвует в спасательной операции. А потому, считая, что лодка может обстрелять остров и разрушить базу, поставив тем самым под угрозу очень важный маршрут снабжения Великобритании.

Так себе отговорка, если честно. Вооружение лодки типа IXC состояло из орудия калибром 105-мм и боекомплекта в 110 снарядов. Уничтожение целого аэродрома таким «мощным» артиллерийским вооружением плохо представляется в реальном времени, поскольку при первых выстрелах могут подняться самолеты и устроить лодке «веселую» жизнь.

Тем не менее, Ричардсон отправляет Хардена обратно с приказом потопить лодку. В 12.32 «Либерейтор» Хардена атакует U-156. Бомбы взрываются неподалеку от лодки, но причиняют ей минимальные повреждения. Зато переворачивает и разносит в щепки две шлюпки, убивая и калеча находившихся в них моряков и пассажиров. Заметим – британских моряков и пассажиров, поскольку итальянцев в лодках не было.

Что мог сделать в этой ситуации капитан Харенштайн? Естественно, начать погружение. Что он и скомандовал, приказав людям, находящимся на палубе, прыгать в воду и плыть от лодки, чтобы не затянуло водоворотом от погружающейся лодки.

В-24 Хардена, израсходовав все бомбы, улетел на базу. Экипаж самолета был награжден медалями за убийство британских граждан. Ну вообще за потопление немецкой подлодки, но на U-156 очень быстро устранили повреждения, и лодка самостоятельно пришла на базу.

Остается думать, что американец Харден прекрасно понимал, что происходит внизу, потому так похабно швырял бомбы в ползущую лодку, которая была очень легкой мишенью. В более сложных условиях американцы топили подводные лодки и немцев, и японцев. Очень хочется думать, что Харден думал о чести и совести, а первый заход, когда он попал по шлюпкам, был действительно случайным.

«Либерейтор» нес в отсеке восемь бомб по 1100 фунтов (500 кг). Бросали бомбы попарно, то есть, четыре захода. Видимо, экипаж Хардена был хорошим экипажем.

U-156 погрузилась. Хартенштайн посоветовал людям в шлюпках оставаться в этом же районе и ждать французские корабли. У него была информация, что уже вышли легкий крейсер «Глуар» и сторожевые корабли «Дюмон Дюрвиль» и «Аннамит».

Но в шлюпках решили, что с такой спасательной операцией можно вообще не дожить до следующего дня. И две шлюпки, взяв у итальянцев с подводной лодки «Капеллини» воду и провиант, пошли в сторону Африки. Это был жестокий поход.

Первая шлюпка дошла до побережья Африки через 27 дней. Из 6 человек на борту в живых осталось 16. Вторя шлюпка была подобрана британским траулером через 40 дней. Там из 52 человек выжило 4…

А в штабе Кригсмарине, узнав, что U-156 атакована, отдали приказ командирам U-506 (командир капитан-лейтенант Эрих Вюрдеманн) и U-507 (командир корветтен-капитан Харро Шахт) высадить британцев и поляков на шлюпки и уходить.

Интересно, но оба немецких капитана не выполнили приказ! И продолжили идти навстречу французским кораблям в надводном положении, облепленные людьми на палубе.

А Ричардсон продолжал пытаться топить лодки. И к В-24 присоединились пять бомбардировщиков В-25. Эта пятерка обнаружила и атаковала U-506, на которой спасался 151 человек, в том числе 9 женщин и детей.

Атаки пятерки В-25 тоже оказались безрезультатными!

В общем, всем повезло, в районе показались французские корабли и Ричардсон наконец-то угомонился. Он решил, что французы идут атаковать его базу (наверное, у него была паранойя и сломанная рация), командир американской базы отозвал самолеты готовиться к отражению атаки с моря.

Французские корабли приняли всех спасенных немцами и итальянцами.

Каков итог. Итог печален. Из 2732 человек, находившихся на борту «Лаконии», выжили 1113, из 1619 погибших 1420 были итальянскими военнопленными.

Но данный инцидент имел очень далеко идущие последствия. В том числе и приказ «Тритон Ноль» или как его еще называли, «Приказ Лакония», который Карл Дениц, ценивший своих подводников, издал уже 17 сентября 1942 года.

Текст здесь приводить нет смысла, его легко найти в Интернете, если кому интересно, суть в том, что отныне и впредь экипажам подводных лодок запрещалось оказание помощи экипажам и пассажирам потопленных судов.

Стоит лишь пожалеть о том, что рыцарские понятия о правилах ведения войн канули в прошлое. Ведь буквально какие-то двадцать лет тому назад, во времена Первой Мировой войны, такое поведение было вполне нормальным. Но чем дальше, тем безжалостнее становились противники по отношению друг к другу и тем более беспощадной становилась война.

Удивляться тому, что и американцы, и британцы, и японцы, и немцы – все они стали заложниками ожесточения сегодня просто глупо. Вторая мировая война многое изменила в головах людей и претендующих на это звание.

Но гроссадмирала Деница по факту спасло именно это.

Кстати, кэптена Ричардсона, приказавшего атаковать лодки со спасенными, на скамье подсудимых никто не увидел. Несмотря на то, что согласно всем международным нормам, приказ атаковать лодку под флагом Красного Креста – это самое что ни на есть военное преступление.

Историю, понятное дело, пишут победители.

Подводная лодка U-156, командир капитан-лейтенант Вальтер Хартенштайн потоплена 8 марта 1943 года в результате атаки самолёта ВМС США «Каталина» к востоку от острова Барбадос. Весь экипаж (53 человека) погиб.

Подводная лодка U-506, командир капитан-лейтенант Эрих Вюрдеманн, потоплена 12 июля 1943 года в северной Атлантике к западу от Виго глубинными бомбами самолёта В-24 «Либерейтор» ВМС США. 48 членов экипажа погибли, 6 спасены.

Подводная лодка U-507, командир корветтен-капитан Харро Шахт, потоплена 13 января 1943 года в южной Атлантике к северо-западу от Натала глубинными бомбами с «Каталины» ВМС США. Все 54 члена экипажа погибли.

Выводы такие:
- не всегда и не все немцы были зверьми в облике человеческом.
- не всегда американцы были спасителями человечества.
- американские летчики умели топить подводные лодки немцев и японцев.
- «промахи» американских экипажей по лодкам, участвующим в спасательной операции «Лакония» были вызваны не отсутствием боевого опыта, а наличием совести.
- Карлу Деницу неимоверно повезло, что его коллега Честер Уильям Нимиц тоже имел совесть.
- Вторая Мировая война окончательно заставила военных расстаться с такими понятиями, как рыцарское поведение по отношению к противнику.

Автор намеренно исключил из перечислений и сравнений советскую сторону по вполне понятным причинам.

Автор: Роман Скоморохов

Источник: Морские истории. Как адмирал Нимиц спас адмирала Деница от виселицы
Опубликовал:
Теги: транспорт история женщина отношение

Комментарии (7)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Бузыкин Александр 
Приказ "Тритон Ноль" от 17 сентября 1942 был не единственным, что вменялось в вину Деницу на Нюрнбергском процессе. Ему вменялся преступный приказ 154 от ноября 1939 года, где командирам лодок прямо и неукоснительно предписывалось не оказывать помощь торпедированным судам и кораблям, терпящим бедствие на море. Приказ это появился после случаев гибели двух подлодок кригсмарине, которые наткнулись на так называемые "суда-ловушки", пущенные английским адмиралтейством для ловли на живца. Суда имитировали сухогрузы, потерявшие ход и ожидающие спасения, а на самом деле являлись замаскированными артиллерийскими барками и миноносцами. Всплывшую на поверхность лодку они уничтожали артогнем в упор. Через год в ноябре 1940 этот приказ был отменен, так как командиры лодок имели приказ подбирать из воды комсостав с потопленных судов (капитанов, штурманов, механиков) и предыдущий вступал с ним в противоречие.
Гросс-адмиралу едва ли грозила смертная казнь, так как не было доказано что он нарушал обычаи войны на море и делал то, чего не делали его коллеги и визави с другой стороны. Когда позволяла обстановка и погодные условия все стороны старались поднять из воды моряков, своих и чужих. Хотя бывали и исключения из этого неписаного правила.
Павел М.
Бузыкин Александр
"Приказ "Тритон Ноль" от 17 сентября 1942 был не единственным..."
Очередной опус от трансгендера Бузыкина, заполучившего 11 единомышленников...
90% текста статьи посвящены дебилам союзникам, и о том, что их действия на море были, порой, не лучше фашистских. Но об этом же нельзя говорить!!! Давайте лучше обсудим негодяя Деница!
Ну ты и глист, Бузыкин!
Валерий Лыюров 
" Из 6 человек на борту в живых осталось 16. " Автор, кроме этого ляпсуса, текст содержит грамматические ошибки. Если бы автор серьёзнее относился к своему делу, не испортил бы фактологический материал халтурным исполнением.
Егор CQfounder 
В следующем веке за брошенных в трюме пленных итальянцев сполна отомстил капитан с говорящей Скотиньо, покинувший свой тонущий круизный лайнер одним из первых. А его команда из южно-азиатских гастарбайтеров не теряя времени наварилась, продавая пассажирам места в спасательных шлюпках за деньги. Такие вот "рыцарские правила" в современном судоходстве - причём без войны на горизонте((
serge panther 
А почему про советских "героев" ни гугу?Про пьяницу Маринеско,например.
Алексей Хлыстун 
Выстрели себе в голову, за такую промашку
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Морские истории. Смертельная оплеуха от Люфтваффе
Морские истории. Смертельная оплеуха от Люфтваффе
38
Мужской журнал 10:01 12 дек 2021
Конец адмирала Колчака
Конец адмирала Колчака
33
Мужской журнал 09:00 22 дек 2020
Морские истории. Военно-морской кошмар и череда случайностей
Морские истории. Военно-морской кошмар и череда случайностей
4
Мужской журнал 10:01 14 мар 2021
Единственная и роковая ошибка адмирала Макарова
Единственная и роковая ошибка адмирала Макарова
11
Мужской журнал 10:01 17 июл 2021
Адмирал Попов – спасательный круг русского флота
Адмирал Попов – спасательный круг русского флота
3
Мужской журнал 10:01 30 ноя 2021
Экспедиция адмирала Бёрда
Экспедиция адмирала Бёрда
9
Мужской журнал 08:02 19 апр 2018
Не сломленный адмирал Кузнецов Н.Г.
Не сломленный адмирал Кузнецов Н.Г.
14
Мужской журнал 09:01 24 сен 2019
Адмирал Рожественский. Виновник Цусимы или жертва обстоятельств?
Адмирал Рожественский. Виновник Цусимы или жертва обстоятельств?
0
Мужской журнал 09:01 19 ноя 2018
Как размножаются морские черти
Как размножаются морские черти
0
Мужской журнал 08:01 31 мар 2018
Как адмирал Лихачев прорубал окно в Китай для русского флота
Как адмирал Лихачев прорубал окно в Китай для русского флота
5
Мужской журнал 10:01 08 дек 2020
Как бывший мичман «Варяга» нанес американцам самое больное поражение в истории
Как бывший мичман «Варяга» нанес американцам самое больное поражение в истории
19
Мужской журнал 10:01 12 апр 2019
Мы были очень счастливыми дураками!
Мы были очень счастливыми дураками!
0
Читайте самую соль! 10:48 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства