То что нужно настоящему мужыку!

Морские сражения. Победа, ставшая поражением


Есть такое известное  историческое понятие, как «Пиррова победа». Это если по-русски, то «овчинка не стоит выделки», то есть, понесенные затраты и потери не окупают полученных при такой победе преимуществ, и победа в сражении может привести к поражению в кампании.

Что, собственно, и произошло вскоре после битвы при Мидуэе. Сражение у атолла Мидуэй обычно рассматривается как некий переломный момент войны на Тихом океане в ходе Второй Мировой войны, но на самом деле, одно сражение, даже такое, как, например, Сталинградская битва, не в состоянии окончательно и бесповоротно изменить ход войны в целом. Для этого требуется цепочка сражений, в ходе которых противнику наносится урон и перехватывается инициатива.

Таким сражением стала битва у острова Санта-Крус. Вроде бы действительно небольшое сражение, в ходе которого совершенно нельзя сказать, что американцы выиграли, но…

Но начнем по порядку. Потому что сражению 26 октября 1942 года предшествовал как Мидуэй, так и череда менее значимых событий, результат которых оказался просто удивительным.

После победы американского  флота у Мидуэя, к США вроде бы перешла стратегическая инициатива. «Вроде бы» - потому что японский Императорский флот хоть и получил изрядную оплеуху, но оставался абсолютно боеспособным.


Новой ареной противостояния стали Соломоновы острова, которые стали зоной интересов обеих флотов плюс австралийского флота, рядом с берегами которого и происходило это безобразие.

Японцев реально интересовала возможность вторжения в Австралию, австралийцы, соответственно, были не в восторге от такой перспективы. Учитывая, что Папуа-Новая Гвинея уже стали к тому времени ареной боев, австралийцам было от чего напрячься.

7 августа 1942 года американский десант высадился на остров Гуадалканал.


Японцы высадку и проморгали, и не смогли нейтрализовать. Это положило начало длительной кампании, результаты которой были весьма и весьма неоднозначны.

Несмотря на поражение при Мидуэе, японский флот в районе был очень силен. В регионе японцы оперировали шестью авианосцами. У американцев было всего три, да и то, события развивались для ВМС США не лучшим образом.

Вообще этот район получил прозвище «торпедный перекресток». Пройти через Соломоновы острова и не нарваться на торпеду было очень сложно, район буквально кишел подводными лодками всех государств-участниц. Японские, американские, британские, новозеландские, австралийские. Последних двух стран было немного, но они тоже принимали участие в общем карнавале. Торпеды шли отовсюду.

31 августа 1942 года «Саратогу» на три месяца лишила боеспособности субмарина I-26, попав двумя торпедами.

14 сентября того же года «Уосп» получил три торпеды от лодки I-19.


Японцы попали исключительно удачно (повредив одним залпом линкор и потопив эсминец и авианосец), экипаж не справился с повреждениями и «Уосп» затопили.

Из авианосцев флота США в строю остался только «Хорнет». Но преимущество в воздухе пока оставалось за американцами благодаря спешно созданному на Гуадалканале авиационному кулаку «Кактус» на аэродроме «Хендерсон Филд».


Работа сухопутных самолетов по кораблям «Токийского экспресса» (конвои снабжения для островных японских гарнизонов) была столь эффективной, что японцы предпочитали действовать по ночам.

Правда, ночью же линейные крейсера «Харуна» и «Конго» подошли к Гуадалканалу и основательно перепахали аэродром «Хендерсон Филд» своими 356-мм орудиями и вывели и аэродром, и много самолетов из строя.

Надо было что-то срочно предпринимать, и умнейший адмирал Честер Нимиц назначил командующим южным фронтом адмирала Уильяма «Буйвола» Хелси, человека профессионального и пользующегося заслуженным уважением.


И Хелси начал переламывать ситуацию, несмотря на то, что в районе японцы имели преимущество и в кораблях, и в самолетах. 16 октября прибыл из ремонта «Энтерпрайз», получивший к тому же на вооружение самолеты новых типов, а у японцев убыл на ремонт потрепанный в боях «Хийё». Да, первый из шестерки японских авианосцев, «Рюдзё», потопили 24 августа 1942 года самолеты с американского авианосца «Саратога».

Но оставались «Шокаку», «Зуйкаку», «Зуйхо» и «Зуньо», представлявшие собой весьма приличную ударную группировку.


В воздухе реально запахло большим сражением. Обе стороны активно вели воздушную разведку, собирая сведения друг о друге.

К началу сражения Императорский флот Японии имел 43 корабля: 4 авианосца с 203 самолетами, 4 линкора, 8 тяжёлых, 2 лёгких крейсера и 25 эсминцев. Общее командование осуществлял адмирал Кондо.

С американской стороны было 23 корабля: 2 авианосца, 1 линкор, 3 тяжёлых, 3 лёгких крейсера и 14 эсминцев. Плюс 177 самолётов на авианосцах и береговом аэродроме Гуадалканала. Командовал флотом контр-адмирал Кинкейд.

В период с 20 по 25 октября японцы попробовали с наскока взять Гуадалканал. Не вышло. Японская разведка недооценила силы американцев примерно в два раза. Итог наступления оказался предсказуемым, плюс сыграла свою роль общая неудовлетворительная организация и руководство частями, которые вовремя не получали приказов.

Флот, кстати, никакой информации о неудаче армии тоже не получил. Это неудивительно, потому что «противостояние» между армией и флотом в Японии – вещь глупая и общеизвестная одновременно. 25 октября японские лёгкий крейсер «Юра» и эсминец «Акидзуки» стали жертвами воздушного налёта с того самого аэродрома «Хендерсон Филд», который 20 октября начала штурмовать японская армия.

Неприятная неожиданность, особенно если учитывать, что крейсер утонул, а эсминец с трудом дошел до базы, получив повреждения от американских самолетов.


Легкий крейсер "Юра"


Но на общий расклад это не оказало большого воздействия, преимущество японцев в кораблях было большим.

И два флота в итоге пошли навстречу друг другу.

26 октября 1942 года эскадры находились на расстоянии в 370 км друг от друга. Получилось так: патрульные «Каталины» с радарами первыми обнаружили японский флот, но пока в штабе американской эскадры просыпались и решали, что делать с информацией, будить Кинкейда, или нет, японские разведчики обнаружили американцев.

На японских авианосцах сыграли боевую тревогу и начали поднимать самолеты в воздух. И к 7 часам у японцев в воздухе было более 60 самолетов. А к девяти утра с четырех японских авианосцев к противнику шли 110 самолётов.


У американцев на момент 7.40 утра все было печально. Только два патрульных SBD-3 «Донтлесс» обнаружили «Дзуйхо» и удачно попали в него 500-фунтовыми бомбами, разрушив тросовую систему аэрофиниша. «Дзуйхо» мог поднимать самолеты. Но принимать не мог.

Американцы начали поднимать в воздух все, что только можно. Самолеты организовывались в небольшие группы и летели в направлении противника. Первая волна из 15 бомбардировщиков, шести торпедоносцев и восьми истребителей поднялась в 08:00 утра. Вторая — три пикировщика, семь торпедоносцев и восемь истребителей — взлетела к 08:10. Третья, примерно той же численности, ещё на десять минут позже.


Старт однозначно оказался в пользу японцев. Около 8.40 утра самолеты достигли кораблей противника. И японские, и американские. И началось…

Девять японских истребителей атаковали со стороны солнца подошедшие американские самолеты и сбили три истребителя и два торпедоносца. Ещё два торпедоносца и один истребитель получили тяжёлые повреждения и легли на обратный курс. Японцам эта атака обошлась в четыре сбитых истребителя. Американцы уже научились подбирать ключи к «Зеро».

Через 10 минут, примерно в 8.50 американцы долетели до японской эскадры. Японские истребители связали боем американское прикрытие, а основная масса «Зеро» навалилась на американские бомбардировщики и с ходу сбили 4 самолета.

Однако часть пикировщиков прорвалась к «Сёкаку» и сбросила бомбы на полетную палубу авианосца, выведя того из строя. Под бомбовую раздачу попал эсминец «Тэрудзуки», прикрывавший «Сёкаку».


Палуба "Сёкаку" после обработки американцами


А американские торпедоносцы первой группы вообще умудрились потеряться и не найти противника. Развернувшись, они пошли обратно, и на пути им попался тяжелый крейсер «Тонэ», который искусно увернулся от всех атак торпедоносцев.

Следующая волна американских самолётов тоже не сумела отыскать цель и безрезультатно атаковала тяжёлый крейсер «Судзуя», который уклонился от атак американцев. Третья группа все-таки смогла нанести повреждения бомбами тяжелому крейсеру «Тикума», который вышел из боя и отправился на базу в сопровождении двух эсминцев.


Японский крейсер "Тикума". Фото с атакующего самолета


В целом, американские ударные самолеты, несмотря на наведение, действовали далеко не лучшим образом.

Не сильно лучше для американцев обстояли дела и над своей эскадрой. Патрули умудрились проворонить подходящие японские ударные самолеты и 20 торпедоносцев и 12 бомбардировщиков спокойно вышли в атаку на авианосец «Хорнет».

60 с лишним стволов ПВО авианосца устроили в небе над кораблем сущий ад, но три бомбы японских D3А упали на палубу американского корабля. А потом туда же добавился подстреленный зенитчиками японский бомбардировщик.


В царящем на борту «Хорнета» боевом дурдоме сигнальщики в дыму не увидели торпед, которые шли к кораблю. Две торпеды, а потом еще и подбитый торпедоносец ударили в борт «Хорнета». Торпедоносец ударил в борт в районе топливных цистерн и вызвал пожар.


Потери японцев были велики. Истребители и зенитчики сбили 25 японских самолетов, потеряв всего 4 своих.

«Хорнет» потерял ход и начал крениться. Его самолеты начал принимать «Энтерпрайз», палуба которого вскоре оказалась просто завалена самолетами. Не успевшим сесть американским летчикам с «Хорнета» было приказано садиться на воду. Задачу подбора экипажей выполняли эсминцы.

Один из торпедоносцев крайне неудачно приводнился рядом с эсминцем США «Портер». Это был самолет второй группы, не нашедший противника. От удара о воду торпеда самосбросилась и попала в эсминец. Сразу погибло 15 человек, а затем и сам эсминец, экипаж которого пришлось спасать.

К десяти часам подошла вторая волна японских самолетов и принялась за «Энтерпрайз». Японцы потеряли 12 самолетов из 20, но две 250-кг бомбы попали в авианосе6ц, убили 44 и ранили 75 человек, плюс заклинили подъемник правого борта.


Взрыв бомбы у самого борта "Энтерпрайза"


Затем подошли торпедоносцы. Истребители прикрытия «Уайлдкэт» сбили 4 самолета из 16. Один из сбитых торпедоносцев врезался в борт эсминца «Смит», где начался страшный пожар. Потом сдетонировала японская торпеда. В итоге на эсминце погибло 57 человек и корабль был сильно поврежден.

В 11:21 очередная ударная группа с «Дзуньё» добилась еще одного бомбового попадания в «Энтерпрайз», линкор «Южная Дакота» и лёгкий крейсер «Сан Хуан». В атаке погибли 11 японских самолётов из 17. «Энтерпрайз» в итоге начал выход из боя.

А японцы продолжали готовить самолеты к вылету. Потери в двух волнах были огромными, но к 15 часам все боеспособные самолеты уже подошли к американской эскадре, имея приказ добить «Хорнет».

Авианосец шел на буксире, точнее, тащился со скоростью всего 5 узлов.


Авианосец "Хорнет" на буксире у крейсера "Нортхэмптон"


Попасть в него было очень просто, но уставшие японские пилоты попали только одной торпедой. Но хватило и ее. Оказалось затоплено двигательное отделение, авианосец полностью потерял ход, лишился энергоснабжения и получил крен в 14 градусов. Экипаж покинул корабль. Далее подошедшие японские эсминцы добили уже остов ночью 27 октября.

Ночь реально развела эскадры в стороны, американцы не желали продолжения, японцы были бы не против, но запас топлива не позволил гоняться ночью за американцами. В итоге адмирал Ямамото отдал приказ об отходе и на этом битва у острова Санта-Крус закончилась.

Теперь стоит поговорить об итогах, поскольку они будут весьма своеобразными.

Вроде бы победили японцы. Флот США потерял 1 авианосец и 1 эсминец. Были повреждены 1 авианосец, 1 линкор, 1 легкий крейсер и 2 эсминца. Потери  авиации составили 81 самолет.

Соединение Кинкейда было очень сильно потрепано. Особенно тяжелой была потеря «Хорнета». Хотя и повреждение только пришедшего из ремонта «Энетерпрайза», который, к тому же, остался единственным авианосцев в регионе, тоже весьма и весьма существенно.

Японцы отделались повреждениями двух авианосцев и одного тяжелого крейсера. Авианосцев у них в районе тоже не осталось, потому что «Сёкаку» и «Зуйхо» отправились на ремонт, а «Зуйкаку» и «Зуйхо» ушли за самолетами.

Потери авиации составили 99 самолетов (из 203-х).

Но самой ощутимой потерей стала гибель 148 японских летчиков. У американцев погибло всего 26 пилотов. Даже в битве у Мидуэя японцы потеряли меньше летчиков.

Адмирал Нагумо, изучив итоги сражения, сказал: «Это была тактическая победа, но стратегическое поражение для Японии».

Странный вывод, потому что если смотреть на цифры, то японцы мало того, что победили, так еще и сильно затруднили действия американской морской авиации в районе Соломоновых островов…

Но воюют не цифры. Точнее, не всегда цифры могут показать реальное положение дел.

Самый главный итог: японцы не смогли взять Гуадалканал и ликвидировать американский форпост в районе.

Американский флот понес потери, но потери не оказались значительными настолько, чтобы нейтрализовать действия флота в регионе.

Потери японского флота были велики, особенно в плане морской авиации. Начиная с 1943 года японская морская авиация, потеряв лучшие экипажи, начала уступать первенство американской.

Переломить боевое превосходство флота США мог только полный разгром американцев в каждом боевом столкновении, да еще желательно и «малой кровью». Санта-Крус показал, что на это рассчитывать не стоит.

А вообще к началу 1943 года стало совершенно понятно, что затяжная война на истощение идеально подходит для США. Страна в состоянии компенсировать любые потери в кораблях и живой силе, что было совершенно недоступно для Японии.

Любой потерянный крупный корабль японского флота было совершенно нечем заменить. Япония не успевала, точнее, не могла строить корабли взамен потерянных, максимум, на что хватало ресурсов страны – это устранять повреждения, получаемые в боях.

И с каждым годов войны Япония все менее успевала компенсировать потери на всех фронтах, воевать становилось все сложнее, а противник, наоборот, все спокойнее превращал свое экономическое преимущество в боевое. На каждый потопленный корабль США отвечали двумя, на каждый сбитый самолет – шестью.

И к 1944 году фактически японская морская авиация прекратила свое существование. И, если самолеты еще можно было построить, то выбитых опытных летчиков заменить было некем.

Получилось так, что в сражениях 1942 и частично 1943 года США выиграли воздух Тихого океана. После чего разгром японского флота оказался делом исключительно времени.

Вот так вроде бы победа обернулась абсолютным поражением.

Автор: Роман Скоморохов

Источник: Морские сражения. Победа, ставшая поражением
Опубликовал:
Теги: фото ремонт скорость история война победа

Комментарии (21)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Владимир Бабин
Затронутая тема очень болезненна и для нас. С моей точки зрения, любая победа имеет ценность хотя бы с точки зрения патриотического воспитания молодежи. В нашей истории тоже есть победы (и замечательные) в проигранных войнах и отказываться от них не вижу никакого смысла. Самый явный пример из нашей истории: Синопское сражение Нахимова (хотя Крымская война проиграна и Нахимов сам погиб при обороне Севастополя)
Игорь Губин
А героическая оборона Порт-Артура в 1905 году, разве не великолепный сценарий для кинофильма? Но "наш" минкульт выделяет деньги только на садомитов и бессмысленные боевики.
Бузыкин Александр 
Всё правильно. В войне на истощение ресурсов (материальных и кадровых) победа всегда за более индустриально развитой и многочисленной стороной.
Это впрямую коснулось Германии и Японии. К 1945 у них закончились кадровые, обученные специалисты и боевая техника. Воевать стало некому и нечем..
Михаил Килин
"...закончились кадровые, обученные специалисты и боевая техника. Воевать стало некому и нечем"
Но это не единственный и не главный фактор поражения Германии (с Японией на море - другая история).
Почему у Германии закончились специалисты и техника? Это стратегические просчёты в оценках продолжительности ведения войны с СССР. Бойцы РККА вместо того, чтобы бросить позиции и оружие, и побежать сдаваться фашистам, оказали массовое героическое сопротивление и ценой неимоверных усилий и жертв задержали противника, сорвав план блиц-крига. И только в 1943 году началась война на истощение Германии. Это стало возможно только благодаря героизму советских воинов.
Юрий Шальнов 
Японцы недооценили потенциал США, также как и немцы недооценили потенциал СССР! Потому и потерпели поражения...
Андрей Фатеев
"На каждый потопленный корабль США отвечали двумя, на каждый сбитый самолет – шестью."
Лернейская гидра.
вадим ашаев
Правильно, но у японского командования не хватило ума несколькими актами вывести из строя Панамский канал, эту аорту американских ВМС, вместе с нормальной бомбежкой Перл-Харбора, так распиаренного Вашингтоном.
николай сосновский 
У японцев если бы и хватило ума, то не хватило бы средств вывести из строя Панамский канал.
вадим ашаев
Разнести несколькими кораблями, баржами шлюзы и несколькими группами головорезов-камикадзе нарушить управление и уничтожить инженерный состав вполне бы удалось, соогласовав по времени с бомбёжкой Перл-Харбора.
николай сосновский 
Вся авиация и флот были нацелены на Перл-Харбор. И как это всё согласовать учитывая такие огромные расстояния? Тогда не было ни GPS, ни спутников.
вадим ашаев
Фрахтуются суда, где-нибудь в Южной Америке желательно по более, "фаршируются" взрывчаткой и каким-нибудь грузом по тяжелее, и во время прохождения шлюзов затопленное судно блокирует и частично разрушает шлюз. А тем временем команды "ниндзя" уничтожают высший технический персонал, а лучше весь.
И далеко не весь флот и авиация были сосредоточенны на Перл-Харборе. Тогда же японцы нанесли мощнейший авианалет на Филиппины.
николай сосновский 
А кто бы им позволил в Южной Америке взрывчаткой корабли грузить? Страны в Южной Америке не входили в состав Японии. Это были нейтральные государства, которые не хотели дразнить США (Америка в 1941 году не была такой мощной как сейчас, но и отнюдь не "банановой республикой"). Те же страны в Латинской Америки тоже бы воспрепятствовали безобразиям Японии в районе Панамского канала, т.к. они с него кормились и кормятся.
вадим ашаев
В Латинской Америке в те времена очень сильны были прогерманские позиции. И также сильны были анти Вашингтонские силы. Так что зафрахтовать тройку-десятку судов с "обычным" грузом на Западное и Восточное побережье США из, скажем, Аргентины и Чили подставными лицами было очень просто.
николай сосновский 
А про разведку США не подумали?
вадим ашаев
Разведка США имела там очень слабые позиции, слабейшие позиции. Разведуправления в США стали развиваться только с началом войны. В странах Латинской Америки очень сильны были про Германские силы. Даже армии многих стран Латинской Америки были построены по немецко-прусскому образцу немецкими советниками.
Всем нам известное ЦРУ тогда ещё просто не существовало.
Георгий Ситнянский
Камикадзе японцы начали применять только осенью 1944 г.
вадим ашаев
Георгий Ситнянский - "Камикадзе японцы начали применять только осенью 1944 г."

А с какого бока вы приплели камикадзе? Похвастаться знанием этого слова? Мда...
Георгий Ситнянский
Зато британская разведка была огого! В июле 1941 США и Британия объединили усилия, создав Управление Стратегических спецслужб, по принципу "кадры ваши - деньги наши".
Георгий Ситнянский
"А с какого бока вы приплели камикадзе? Похвастаться знанием этого слова? Мда..."
В ответ на "Разнести несколькими кораблями, баржами шлюзы и несколькими группами головорезов-камикадзе нарушить управление и уничтожить инженерный состав вполне бы удалось, соогласовав по времени с бомбёжкой Перл-Харбора".
вадим ашаев
Георгий Ситнянский - "Камикадзе японцы начали применять только осенью 1944 г."

Вы действуете как Портос, дерусь потому что дерусь, а вы спорите и приводите тшедушные, бездоказательные факты ради спора. Но Портос, в отличии от вас, был добрым и не вруном.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Морские истории. Военно-морской кошмар и череда случайностей
Морские истории. Военно-морской кошмар и череда случайностей
4
Мужской журнал 10:01 14 мар 2021
Как размножаются морские черти
Как размножаются морские черти
0
Мужской журнал 08:01 31 мар 2018
Морские истории. Смертельная оплеуха от Люфтваффе
Морские истории. Смертельная оплеуха от Люфтваффе
38
Мужской журнал 10:01 12 дек 2021
Разгром Кокандского ханства: Узун-Агачское и Иканское сражения
Разгром Кокандского ханства: Узун-Агачское и Иканское сражения
3
Мужской журнал 07:01 22 фев 2022
Почему морские змеи гоняются за ныряльщиками, и при чем здесь брачный период
Почему морские змеи гоняются за ныряльщиками, и при чем здесь брачный период
4
Мужской журнал 08:00 12 ноя 2021
Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера
Морские сражения. Забытые позор и слава Русского Севера
1
Мужской журнал 10:00 15 окт 2021
Морские истории. Как адмирал Нимиц спас адмирала Деница от виселицы
Морские истории. Как адмирал Нимиц спас адмирала Деница от виселицы
7
Мужской журнал 09:01 08 июл 2021
Морские свинки: какие они на самом деле
Морские свинки: какие они на самом деле
1
Все о работе руками 06:01 10 мар 2022
Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов
Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов
18
Мужской журнал 09:01 29 сен 2021
Морские рыбы, которые могут вас прикончить. Иногда даже в лодке.
Морские рыбы, которые могут вас прикончить. Иногда даже в лодке.
4
Мужской журнал 08:01 26 дек 2021
Бледнолицым дан бой: крупнейшая победа индейцев над американцами
Бледнолицым дан бой: крупнейшая победа индейцев над американцами
38
Мужской журнал 06:02 06 апр 2019
Возрожденная «Победа»: какой она могла бы быть
Возрожденная «Победа»: какой она могла бы быть
16
Авто-Тема 15:04 15 мар 2018

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства