То что нужно настоящему мужыку!

Неизвестная война на КВЖД: красноармейцы с китайскими знаменами

22 июля — 1929 года начался конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) или Дальневосточный конфликт.

Вроде бы после Гражданской войны Советский Союз вступил в период мирного существования и восстановления народного хозяйства, но напряжение с соседями было постоянным, и оно готово было перерасти в «горячую фазу». Одно из таких столкновений произошло 92 года назад с гоминьдановским Китаем. В этот раз делили Китайско-Восточную железную дорогу.

Красноармейцы с китайскими знаменами

Дорога на Дальний Восток

Китайско-Восточная (Маньчжурская) железная дорога сооружалась в одно время с Транссибирской магистралью. В самом начале рассматривались два варианта её строительства от Забайкалья на восток. По первому варианту дорога должна была пойти по берегу Амура и российско-китайской границе до Хабаровска и дальше к океану. Второй вариант – от Иркутска через Кяхту в Монголии, далее через Китай в российское Приморье. Обсуждали долго и пришли к выводу, что строить надо оба варианта.

Железная дорога возле ст. Хинган КВЖД (7045 км), 1903 год

С Китаем был заключён специальный договор, по которому и начали строить КВЖД. Дорога сокращала путь к Порт-Артуру, но по результатам войны с японцами город мы потеряли. Тем не менее «железка» стала важной дорогой, связывающей Владивосток с остальной страной. По договору вдоль всей дороги имелась полоса отчуждения, которая являлась собственностью Российской империи. Всю работу дороги осуществляли русские железнодорожники, которые и жили при ней. Все экономические вопросы решал Русско-Азиатский банк, который и обеспечивал все потребности особыми дензнаками.

Политическая неразбериха Гражданской войны способствовала тому, что китайцы и японцы стали проявлять интерес к дороге. В 1918 году Япония даже направила войска к КВЖД. Но захватить дорогу попытались только 1920 году.

Китайцы даже захватили полосу отчуждения, которая в 1921 году стала административной единицей Китайской Республики. Несмотря на все эти действия, дорога работала, поезда приходили во Владивосток, а для русских специалистов замены не находилось.

В 1924 году между Союзом ССР и Китайской Республикой было принято Соглашение по урегулированию отношений между странами. Был в документе и пункт о судьбе дороги. Она переходила в совместное пользование с миноритарной долей китайцев. Обслуживание дороги осталось за советскими специалистами. Основную долю от прибыли эксплуатации дороги получал СССР.

Все изменилось со смертью главы Китайской Республики Сун Ятсена. На смену народной власти пришли генералы, которых на активные действия подталкивали японцы. Усилились провокации, вплоть до захвата советских судов и административных зданий.

Строевые занятия в одном из подразделений Мукденской армии, Маньчжурия, 1929 год

После того как войска в Маньчжурии возглавил маршал Чжан Сюэлян, провокации усилились. Формально он был на стороне Чан Кайши, но на самом деле вёл себя как удельный средневековый князёк. Чан Кайши и сам ничего не имел против этих действий. Войсками маршала была захвачена Харбинская телефонная станция КВЖД и была попытка заставить согласовывать приказы советского начальника дороги с местными властями.

Все попытки урегулировать возникшие противоречия не приводили к положительным результатам. Китайские власти их постоянно срывали и 27 мая перешли к активным действиям. Было захвачено генеральное консульство СССР в Харбине, изъяты документы, выдвинуты различные обвинения, под арестом оказалось 80 человек, в том числе 42 советских дипломата.

10 июля дорога была практически захвачена китайскими войсками. Количество арестованных достигало 2000 человек. В ответ на это 17 июля СССР разрывает дипломатические отношения с Китаем, а 7 августа создается Особая Краснознаменная Дальневосточная армия под руководством Василия Блюхера. Парадоксом может служить тот факт, что ему пришлось сражаться с армией, которую он сам помогал создавать.

Личный состав бурят-монгольского кавалерийского дивизиона, входившего в состав

Особой Дальневосточной армии, осень 1929 года

Интересную версию по захвату дороги китайцами выдвигают западные специалисты. Они утверждают, что китайцы были вынуждены захватить её, так как прибыли значительно упали. Если в 1924 году дорога получала прибыль в 11 млн рублей, в 1926 году – почти 20 млн, то в 1928 году – 5 млн.

Нам чужой земли не надо…

Но мы не будем спорить с канадскими и американскими экономистами, а перейдем к событиям лета 1929 года. Так кто же напал на КВЖД? Чжан Сюэлян под своими знаменами собрал 300 тысяч солдат и 11 боевых судов Сунгарийской речной флотилии. У этой армии были пушки, пулемёты и миномёты. Правда, в основном бойцы были вооружены мечами и маузерами. В пограничных районах собралось около 70 тысяч белогвардейцев, но они в боевых действиях не принимали участия.

Бойцы Мукденской армии возле легкой полевой пушки, 1929 год

Советское командование приняло решение начать наступление для разгрома противника, а не ждать пока он соберётся с силами. Следует отметить, что в директиве войскам указывалось, что у советской стороны нет территориальных притязаний, а главной задачей является разгром милитаристов и освобождение заключённых. И ещё была рекомендация не подвергать нападению гражданские объекты.

Я думаю, что подобные примеры гуманизма вы вряд ли найдёте в истории. Хотелось бы подробнее рассказать о победоносном шествии Красной Армии, но всё произошло намного проще.

17 ноября три стрелковые дивизии, кавалерийская бригада и бурят-монгольский кавалерийский дивизион нанесли удар и полностью разгромили маньчжурскую армию Чжан Сюэляна. Наши войска поддерживала танковая рота и авиаэскадрилья. В плен попали 10 тысяч солдат и офицеров и несколько генералов. На этом всё и закончилось. 22 декабря был подписан Хабаровский протокол, который восстанавливал статус-кво КВЖД.

Все военнопленные и арестованные были отпущены на свободу, а советские войска, как и было обещано, вернулись на Родину.

Командующий Особой Дальневосточной армией командарм Василий Блюхер

P.S.

На этом можно было бы поставить точку, но история дороги на этом не заканчивается. В 1931 году Маньчжурию оккупировала Япония, и дорога оказалась на территории враждебного государства. Чтобы создать хоть небольшой шанс на мирное разрешение проблемы и не допустить нападения на СССР, стороны начали переговоры о её продаже.

Имущество у дороги было значительное. КВЖД владело пароходами, пристанями, телеграфами, больницей, библиотеками и прочим. Переговоры проходили в Токио и быстро зашли в тупик. Японцы постоянно занижали стоимость. Советской делегации пришлось пойти на уступки, и в результате в 1935 году дорога была продана.

Формально её продали правительству Маньчжоу-Го, но на самом деле она попала в руки Японии. 10 лет по дороге ездили японцы, но в 1945 году КВЖД вернулась в СССР. Когда была создана КНР, советское правительство передало все свои права на управление и имущество китайской стороне.

Я не берусь оценивать правильность этого решения, но передача проходила в обстановке дружбы и сотрудничества.

Автор: Владимир ИВАНОВ

 

Источник


Источник: Неизвестная война на КВЖД
Опубликовал:
Теги: история война арест армия 5 банк

Комментарии (12)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Георгий Ситнянский
Разрешите не поверить, что инициаторы войны - китайцы. Китай только что был собран воедино гоминьдановцами, что называется, на живую нитку, плюс японская угроза... - и нападать на куда более мощный СССР!? Ну как если бы в 1613 г. Россия, едва изгнав поляков из Кремля и оставив у них Смоленск и Чернигов, а у шведов Новгородскую землю, объявила войну Османской Империи - на тот момент первоклассной военной державе.
Владимир Король 
Георгий, я что-то не понял. Стороны конфликта - Россия и Китай. Возможно, в этом конфликте за Китаем стояла Япония, возможно, за Японией стояли Европа и Америка. А может, и не стояли, не знаю. Для нас в этой ситуации это мало что меняет, крайний - Китай. Китай Вы отмазываете. Получается по Вашему, Россия сама все затеяла? Прошлась по КВЖД, не отклоняясь в стороны и ничего не захватывая, и ушла? Стесняюсь спросить - А НАХРЕНА? Такие вот войсковые учения для Дальневосточной армии устроили?
Георгий Ситнянский
СССР постоянно вмешивался в дела соседей, "разжигая пожар мировой". В том числи и в Китае Синьцзян к 1929 г. фактически наш был. Тогдашний Китай ни в чём таком не замечен.
Владимир Король 
Георгий, "СССР постоянно вмешивался.., разжигал пожар...", это понятно. А что-нибудь поконкретнее в этой истории? Вы же историк, профессионал?
Георгий Ситнянский
Только с 1917 по 1941 гг. все без исключения сухопутные соседи СССР и куча несоседей попали под раздачу.
Владимир Король 
Георгий, это и есть "поконкретнее" про конфликт на КВЖД? Россия (или СССР) - ЗЛО по определению? Ну-у...
Георгий Ситнянский
Начнём с того, что СССР - НЕ Россия.
Srg Vnv 
Вы правы, если СССР был определён- территориально,законодательно, национально и экономически, то понятие Россия у каждого своё, в каждый определённый промежуток времени...(лучше улыбнуться)
Владимир Король 
Георгий, СССР - не Россия? Пусть так. Но вопрос остался открытым - СССР сам затеял конфликт на КВЖД? Зачем? Из желания просто попинать китайцев? Просто потому, что СССР?
Георгий Ситнянский
А вы не забыли, что Маньчжурия - историческая сфера влияния царской России? Но не это главное. Главное - победа коммунизма во всём мире, без чего СССР рано или поздно был обречён на крах.
Бузыкин Александр 
КВЖД - как вы живым доехали
Была такая присказка в 20-е годы.
Андрей Фатеев 
Россия - щедрая душа! (с)
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Неизвестный подвиг «безымянного» красноармейца в конце июня 1941 года
Неизвестный подвиг «безымянного» красноармейца в конце июня 1941 года
14
Мужской журнал 10:00 02 май 2021
Неизвестная 4-дневная война
Неизвестная 4-дневная война
42
Мужской журнал 10:01 12 фев 2021
Диффенбахия – гостья из тропиков Диффенбахия – гостья из тропиков
«Итальянский бардак» в небе японо-китайской войны
«Итальянский бардак» в небе японо-китайской войны
6
Мужской журнал 09:01 21 июн 2021
Китайские каратели во время гражданской войны в Забайкалье.
Китайские каратели во время гражданской войны в Забайкалье.
23
Мужской журнал 10:01 05 ноя 2019
Что творили японцы с пленными красноармейцами
Что творили японцы с пленными красноармейцами
30
Мужской журнал 10:01 03 янв 2020
40 дней на войне. Как курсанты-кировцы изменили план Гитлера по захвату Ленинграда
40 дней на войне. Как курсанты-кировцы изменили план Гитлера по захвату Ленинграда
12
Мужской журнал 08:00 10 окт 2021
Не на Тихом океане... Места последних боёв Гражданской войны
Не на Тихом океане... Места последних боёв Гражданской войны
22
Мужской журнал 10:01 13 мар 2021
Непал – маленький союзник в большой войне
Непал – маленький союзник в большой войне
7
Мужской журнал 09:01 06 ноя 2021
Японская "правда" о войне с Россией. Как японцы отражали "русскую агрессию" в Маньчжурии
Японская "правда" о войне с Россией. Как японцы отражали "русскую агрессию" в Маньчжурии
58
Мужской журнал 09:01 06 ноя 2019
Неизвестные снимки обнаженной Мэрилин Монро
Неизвестные снимки обнаженной Мэрилин Монро
9
Мужской журнал 07:24 17 окт 2017
Великий неизвестный Герой: Как сержант-ядерщик из разрушенного Пскова защищал страну от атомной войны
Великий неизвестный Герой: Как сержант-ядерщик из разрушенного Пскова защищал страну от атомной войны
38
Мужской журнал 09:01 20 июн 2021
Поколения автомобиля Toyota Yaris
Поколения автомобиля Toyota Yaris
0
Авто-Тема 13:28 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства