То что нужно настоящему мужыку!

Первый американский космический полет

Фото планеты Земля с корабля Freedom 7

Первый советский человек, отправившийся в космос 12 апреля 1961 года – это наш Юрий Гагарин. А вот американцы осуществили свой полет в космическое пространство лишь месяц спустя.

Отбор


Всего в испытательную группу астронавтов американцы сначала отобрали 110 человек.

При этом Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) сразу забраковало всех, рост которых был свыше 180 сантиметров, так как кабина американского корабля попросту не была рассчитана на такие габариты. Вторым критерием недопуска был возраст – отсеяны были все, кому было за 40.

Базовыми обязательными критериями отбора стали такие: квалификация летчика, от полторы тысячи часов налёта, образование – не ниже бакалавриата, а также наличие отличного здоровья.

Осталось тридцать два претендента, которых подвергли различным многочисленным тяжелым физическим, психологическим и эмоциональным тестам. Им пришлось пройти испытания на погружение в экстраординарные ситуации, например, в аномальную жару или холод, а также в среду с мощными вибрациями и шумовым фоном, имитирующую ракетные характеристики запуска.

Испытания прошли на этот раз всего семеро. У всех из них отсутствовали медицинские противопоказания. Вот их НАСА и рекомендовало как потенциальных кандидатов.

Перечень этой семерки счастливчиков был обнародован в апреле 1959-го: Малкольм Карпентер, Лерой Купер, Джон Гленн, Гус Гриссом, Уолтер Ширра, Дональд Слейтон и Алан Шепард.

Стало ясно, что один из них точно будет первым американским астронавтом. Поэтому массмедиа США начали пристально следить за каждым из них.

Конкретика появилась уже в начале 1961 года. С февраля главным кандидатом стал Алан Шепард, а его дублером был назначен Гус Гриссом.

Перед полетом


Итак американцы стали вторыми из полетевших в космос.

Второй человек в мире отправился к звёздам из Америки на космическом корабле «Меркурий-Редстоун 3». Известно, как был организован его предполетный период.

Последние три дня до полета потенциального астронавта изолировали в отдельную квартиру на мысе Канаверал. Там ему обеспечили хорошие условия в уединении с отличной кроватью и персональным пространством, снабдив его телерадиовещанием и прессой.

С одной стороны, его спрятали там от назойливых папарацци. А с другой стороны, такая изоляция гарантировала необходимую степень предотвращения различных инфекций, то есть защищала от болезней.

Предполетная подготовка, помимо прочего, состояла из обязательной строгой диеты. Для этого астронавту-кандидату был выделен даже персональный повар.

Отчетные документы содержат информацию, что автором набора блюд (меню) была

«мисс Беатрис Финклштейн из Аэрокосмической медицинской лаборатории. Рацион вкусный и питательный».


Взгляните, к примеру, на завтрак первого американского астронавта, составленный Б. Финклштейн:

«апельсиновый сок – 4 унции (113,4 г);
манная каша – 1 порция;
яичница-болтунья – из двух яиц;
тост из белого хлеба – 1 шт.;
хрустящий бекон – 2–3 кусочка;
сливочное масло – 1 ч. ложка;
клубничный джем – 1 ст. ложка;
кофе с сахаром – неограниченно».


Указывается, что перечень кушаний был постоянным, то есть не изменялся.

Как правило, готовились сразу несколько одинаковых блюд: причем только одна порция из них предназначалась для самого космонавта. Другие съедали иные люди. Зато одна контрольная порция обязательно сохранялась на 24 часа в холодильном шкафу. Это делалось на случай, вдруг у астронавта будут какие-то непредвиденные ситуации с пищеварением. Тогда полагались исследования.

Рекомендации Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства для космонавтов включали совет пораньше укладываться спать. Однако данное правило не требовалось обязательно исполнять.

Зафиксировано, что вечером перед предстоящим полетом Алан Шепард заснул в четверть одиннадцатого (22:15). Отчет также содержит комментарий о том, что космонавт той ночью спал без сновидений (сны отсутствовали).

Из любопытных американских правил перед полетом упомянем еще одно: в США запрещают употреблять кофе примерно за 24 часа до полета. Причина: его возбуждающий и мочегонный эффект.


Алан Шепард. Freedom 7. На старте


Взлет «Меркурия»


Эксперты сравнивают отправку американских космонавтов, скорее, с «прыжком» в космос.

Дело в том, что первую космическую скорость ракета-носитель «Редстоун» не осилила и не смогла выйти на орбиту около Земли. Полет получился чисто суборбитальный. Но признан американцами – космическим.

Летательный аппарат достиг высоты 187 км, после чего отправился обратно и приземлился. Суммарно сам полет длился 15,5 минуты.

Более того, в Америке принято считать, что надо было Шепарду лететь в космос 24 марта, чтобы именно он, а не советский гражданин Юрий Гагарин, был назван первым в мире космонавтом. Но этому не суждено было случиться, так как помешала неверная позиция НАСА, где послушали Фон Брауна.

Итак, известно, что накануне полета Шепард встал очень рано, а именно в 1 час 10 минут ночи. И сразу занялся обычными процедурами.

Он сначала позавтракал вместе с запасным пилотом Гриссомом. А затем пошел на осмотр к доктору. Там его тело увешали биосенсорными датчиками. Еще накануне врачи на коже пилота отметили специальные места для их подключения.

А ровно в четверть шестого (в 5 часов 15 минут) Шепард был на площадке, подготовленной к взлету. Там он разместился в капсуле на космическом корабле.

Габариты корабля «Меркурий»: высота – около 3 метров, диаметр – почти 2 метра (1,9 м).
А сама обитаемая зона была размером всего с кабину обычного истребителя.

За ходом выполнения полета вели наблюдение с помощью двух кинокамер. Первая записывала данные приборной доски. А вторая была наведена на лицо американского космического пилота. Из интересных деталей: штатовский «Меркурий» отличался от нашего советского корабля «Восток» еще и тем, что у американцев отсутствовал иллюминатор.

Дальше, согласно отчету, Шепарду помогли закрыть люк. Это сделал сотрудник НАСА техник Шмитт. Перед этим он сначала пожал Алану руку (в перчатке) и произнес фразу:

«Счастливого приземления, командир!»


Позже Шепард вспоминал, что для него это стало самым значительным эпизодом в его судьбе. Мельчайшие детали тех пятнадцати минут полета он пронес через всю свою жизнь.

Сначала, по его словам, у него часто застучало сердце, но удалось быстро успокоиться. Старт корабля пару раз откладывался. Дело в том, что буквально за четверть часа до полета погода испортилась: облака заволокли небо, отчего резко упала видимость.

Но это было кратковременно. Однако в том момент, когда небо прояснилось, возникла еще одна непредвиденная задержка. На этот раз в Мэриленде засбоил компьютер IBM 7090. И понадобилось перезапускать систему. Таким образом, старт корабля отложили дополнительно еще на пару часов.

Надо сказать, что на тот момент Шепард ожидал взлета в кабине корабля уже более четырех часов. И, извините за подробности, но ему срочно понадобилось опустошить мочевой пузырь.

Это обстоятельство в прямом смысле взволновало всю стартовую команду. Ведь клозет в обитаемой зоне корабля, разумеется, не был предусмотрен. А если серьезно, то расчет был на то, что старт будет осуществлен без задержек, а сам полет продлится немногим более 15 минут.

В центре управления полетом забеспокоились не на шутку лишь потому, что скафандр Шепарда был буквально утыкан электронными датчиками. А попадание на них влаги (и тем более жидкости) привело бы неминуемо к замыканию. Представьте себе: какое позорище пришлось бы пережить Штатам, когда надо было бы объявить всему миру о том, что их самый первый космонавт/астронавт скончался в ходе запуска корабля по причине возникновения замыкания от его собственной мочи!

Команде пришлось посовещаться и найти выход. Шепарда спасли. То есть ему позволили справить малую нужду прямо в скафандр, но приказали предварительно отключить электропитание. К счастью для США, пилот не погиб: мочу впитало белье. А контакты остались сухими, то есть в тот раз замыкания не случилось. Репутация Америки тоже осталась не подмоченной.

А после столь длительного ожидания старт «Меркурия» всё же случился – после половины третьего, а именно в 14:34 по Гринвичу.

Следует отметить, что в этот момент вся Америка затаила дыхание: на автомагистралях встали автомобили, в офисах остановилась работа. Прямая трансляция с космодрома мыса Канаверал приковала внимание свыше 70 миллионов жителей США.

А сам полет проходил в штатном режиме. Расчет был произведен посекундно, как заявили американцы, практически все прошло в соответствии с планом.

Примерно к 45-й секунде в ракете-носителе космонавт ощутил очень сильную тряску. С одной стороны, пилот был готов к такому повороту событий. Однако сама тряска оказалась столь мощной, что Шепард утратил способность считывать данные с приборов. Как отмечается в отчете, через какое-то время вибрации снизились, и показания аппаратуры снова стали хорошо различимыми.

В соответствии с планом восстановилось давление в обитаемой зоне. Пережив перегрузку в 6 G в ходе второй минуты полета, космонавт, в конце концов, сообщил в центр управления о том, что все системы корабля функционируют в нормальном режиме.

В ходе 142-й секунды ступень «Редстоуна» отделилась. А разгон капсулы достиг 8 тысяч километров в час.

Что касается отклонения полета от запланированного курса, то оно составило всего 1 градус. По температуре: снаружи обшивка раскалилась до 104 °C, а вот внутри было гораздо комфортнее – всего 32 °C.

На ручное управление Шепард перешел через три минуты после старта. Теперь он мог отклонять нос корабля-капсулы по сторонам, а также вращать вдоль оси. Шепард рассказывал, что с этого момента посматривал в перископ: его взору открывались прекрасные виды, и он старался прикидывать в уме расстояние.

Через облачность американский космонавт мог различать материковые контуры и утверждал, что четко разглядел Мексиканский залив, западное побережье Флориды, а также озеро в центре этого штата. Что касается городов, то, согласно отчету, Шепарду не удалось распознать ни один из них.


5 мая 1961 года. Старт MR-3.


Миссия


Итак, корабль «Меркурий» достиг высоты 187 километров.

Спустя пять минут и десять секунд от старта сработала тормозная система: включились тормозные двигатели.

Когда началось торможение, Шепард решил попытаться рассмотреть звезды, но не смог увидеть хотя бы горизонт. Позже он рассказывал о том, что те напрасные поиски звезд оторвали его на какие-то секунды от главной миссии. Но, по признанию пилота, это был как раз тот один-единственный момент во всем полете, когда он утратил контроль над обстановкой.

Он указывает, что на мгновение его охватила нерешительность, но это прошло.
Невесомость прекратилась минутой ранее, чем планировалось, а вслед за этим выросла перегрузка до 11,6 G.

Скорость снижения корабля к воде составляла 11 метров в секунду. В ходе снижения Алан приготовился к посадке.

Приводнение произошло в районе острова Гранд-Багама: около 130 километров к востоку от него. Космонавта там ожидали уже вертолеты спасателей. Сначала Алан освободился от скафандра и потом ступил на Землю.

Не прошло и получаса после приземления, как Шепарда позвали к телефону. Это был сам президент США. Кеннеди следил за посадкой Алана по телевизору. Он поспешил лично поздравить Шепарда с удачным приземлением после первого космического полета.


А сразу после приземления Шепарда окружили медики. Они расспрашивали его о самочувствии и о том, как он перенес перегрузки и невесомость. Отдельные специалисты по физиологии полагали, что последствием нахождения в невесомости около пяти минут может стать дезориентация.

Однако Шепард уверял, что те 300 секунд, которые он находился в невесомости, пробежали малозаметно: и каких-либо аномалий он не выявил. Это подтверждается и тем, что ручное управление Алан провел мастерски.

Тем не менее вскоре обнаружилось, что первый американский космонавт в ходе дебютного полета получил повреждение слуха. Так что последствием рекорда для Шепарда стало отстранение от космических испытательных полетов на несколько лет.


Полетная диаграмма

Автор: Ирина Фролова

Источник: Первый американский космический полет
Опубликовал:
Теги: фото скорость история автомобиль шутка возраст

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Великий Космический Обман
Великий Космический Обман
71
Мужской журнал 18:00 06 фев 2018
Луна - инопланетный космический объект созданный для поддержания жизни на Земле 
Луна - инопланетный космический объект созданный для поддержания жизни на Земле 
32
Мужской журнал 11:01 01 ноя 2021
Китайский летающий автомобиль Geely совершил свой первый полет
Китайский летающий автомобиль Geely совершил свой первый полет
1
Авто-Тема 12:37 29 янв 2024
Луна - космический корабль инопланетян
Луна - космический корабль инопланетян
12
Мужской журнал 06:02 22 сен 2018
Летающий автомобиль Terrafugia совершил первый междугородний полет
Летающий автомобиль Terrafugia совершил первый междугородний полет
0
Авто-Тема 17:50 22 ноя 2021
Драматичный полет космонавтов Лазарева и Макарова: потеряли зрение, грелись костром
Драматичный полет космонавтов Лазарева и Макарова: потеряли зрение, грелись костром
18
Мужской журнал 07:01 21 апр 2018
Конец «Союза»: американцы не оставили России шансов
Конец «Союза»: американцы не оставили России шансов
11
Ваши новости 23:01 20 авг 2018
«Космический интернет» придется создавать на новых принципах
«Космический интернет» придется создавать на новых принципах
14
Ваши новости 09:01 22 сен 2021
Бывший американский посол предложил России вернуться к границам 1783 года
Бывший американский посол предложил России вернуться к границам 1783 года
37
Ваши новости 08:22 22 мар 2021
Укро-американский «бабопровод» уже ломается?
Укро-американский «бабопровод» уже ломается?
3
Ваши новости 17:31 11 июл 2021
Студент-астроном смог разгадать послания пришельцев из кругов на полях
Студент-астроном смог разгадать послания пришельцев из кругов на полях
35
Мужской журнал 06:02 13 окт 2018
В Россию вернулся лучший семейный кроссовер в мире, который любят россияне. Цены приятно удивят
В Россию вернулся лучший семейный кроссовер в мире, который любят россияне. Цены приятно удивят
0
Авто-Тема 17:31 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства