То что нужно настоящему мужыку!

Штрафбаты в Великую Отечественную: почему немцы их боялись

О подвигах штрафных частей Красной Армии, которые направлялись на самые опасные участки фронта, существует множество художественных книг, фильмов и сериалов. Но какие реальные подвиги штрафников, задачей которых были атакующие действия и сдерживание превосходящих сил противника, описывают исследователи и мемуаристы?

Оборона Сталинграда

В период Сталинградской битвы за проявленное мужество были освобождены от наказания 1023 человека, воевавшие в нескольких штрафных ротах 64-й армии. Речь идёт о рядовых и сержантах.

К сожалению, историки не уточняют, в каких именно битвах отличились эти солдаты, однако известно, что 64-я армия вела бои в районе реки Цимля, впоследствии на среднем и внутреннем обводах Сталинграда, к югу и юго-западу от города.

Примечательно, что 134 штрафника 64-й армии получили медали «За боевые заслуги» и «За отвагу», 17 человек – орден Красной Звезды и по одному человеку - орден Ленина и Отечественной войны II степени.

Курская битва: «Банда Рокоссовского» в деле

Немцы называли 8-й Отдельный штрафной (офицерский) батальон «Бандой Рокоссовского». Данное подразделение было сформировано исключительно из офицеров, которые ранее побывали в плену. Их мужество сыграло огромную роль на Курской дуге, где штрафникам выпало сражаться в районе станции Поныри. Этот бой получил название Сражения на северном фасе Курской дуги.

Несмотря на яростный огонь со стороны сил Вермахта, штрафники не отступили ни на пядь земли, удержав вверенные им окопы.

- Другие, обычные части, отходили на этом участке в районе Понырей на 10–12 км, а наш батальон устоял и был переброшен на другой участок Дуги, для наступления в сторону Тросны на Орёл, - вспоминал ветеран войны Семён Басов.

За «решительность, мужество и героизм», проявленные в бою, Басова, как и других офицеров из «Банды Рокоссовского», восстановили в правах и вернули на прежнюю должность.

Битва за Ленинград: из штрафников в Герои

Во время битвы у Синявинских высот летом 1943 года отличился боец 14-го отдельного штрафного батальона, бывший лейтенант Владимир Ермак. В «штрафники» он попал за случайное убийство сослуживца. 19 июля Ермак закрыл телом амбразуру немецкого дзота, чем обеспечил успешное завершение разведывательной операции. Боец умер от ран в конце 1943 года, посмертно он получил звание Героя Советского Союза, но в офицерском чине восстановлен не был.

Битва за Днепр: вплавь под огнём

Во время грандиозной по числу жертв Битвы за Днепр, которая началась сразу же после завершения Курской битвы, штрафники были брошены в первые ряды при форсировании главной украинской реки.

Историк Виктор Король писал, что в районе Букринского плацдарма под Киевом солдаты штрафных батальонов переплывали Днепр без переправ, цепляясь за доски и брёвна. Еще одним «подручным средством» были связки из камыша. Форсирование сопровождалось интенсивным огнём со стороны немцев, и тысячи бойцов утонули.

Несмотря на страшныые потери, в т.ч. в штрафных ротах и батальонах, поставленная маршалом Жуковым задача была выполнена – Киев удалось освободить за день до праздника 7 ноября.

Операция «Багратион»: бой за высоту 228,4

Летом 1944 года РККА вела подготовку к наступательной операции «Багратион». Как вспоминал генерал-полковник Василий Шатилов, командовавший 150-й стрелковой дивизией, для контроля над местностью в нынешней Псковской области (Пустошкинский район) войскам необходимо было занять высоту 228,4 «Заозерная». С неё открывалась видимость на 10-15 километров вперёд. Для подкрепления из 79 корпуса были присланы две штрафные роты численностью около 500 человек.

22 июня – за день до официального начала операции «Багратион» - после артподготовки местности на штурм высоты бросили штрафников. Сначала бойцы вброд перебежали протоку, затем, ворвавшись в траншеи, вступили с гитлеровцами в рукопашный бой. На взятие высоты потребовалось всего 40 минут, а вот контратаки врага пришлось отражать четверо суток. Из числа штрафников в живых осталось только 50 человек.

Тимур Сагдиев

Источник


Источник: Штрафбаты в Великую Отечественную: почему немцы их боялись
Опубликовал:
Теги: история лето война город огонь человек

Комментарии (41)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Юрий Проскоков 
Комбат штрафбата

И вновь в атаку шёл штрафбат
На бой, за малую высотку.
Сквозь грохот, шум - ядрёный мат:
Комбат хрипел, сорвавши глотку.

Но нет пути бойцам назад,
Там, с тылу - узкий глаз в прицеле.
Стреляет в грудь заградотряд-
Добьёт, коль немцы не успели.

Здесь каждый клок родной земли
Солдатской кровью пропитался.
С прощеньем парни полегли.
В живых, один комбат остался.

Стоял, колени преклонив,
Над павшим смертным батальоном.
Он плакал, голову склонив
И душу рвал тяжёлым стоном.

Здесь, в первом взводе, год всего,
Служил молоденький парнишка.
То был последний сын его -
Порой судьба жестока, слишком.

Лохматил ветер седину,
Его волос когда-то чёрных.
Тогда призвали на войну
Всех трёх сынов, на пунктах сборных.

Остался он теперь один:
Жену угнали на чужбину,
Погиб под Курском старший сын,
А средний сын без вести сгинул.

Какой высокою ценой
Победа Родине досталась!
И нет в стране семьи такой,
В которой всех с войны дождались.

Давно закончилась война-
Героям памятник отлили.
Но есть в лесу плита одна-
С коротким словом - «Искупили...»

На ней имён, фамилий нет,
Но есть всегда цветы живые.
Сюда их много зим и лет
Несут безвестные... родные!
Александр Кузнецов 
Штрафбаты и штрафные роты шли перед своими боевыми порядками! Ну откуда там мог быть заградотряд? Да ещё стрелять в грудь? Со стороны немцев? Я вижу, что стихи понравились людям, но к сожалению это агитка Хрющёвского периода...Не мог сын служить год! Батальон формировался из офицеров со сроком отбытия не выше 3 месяцев! И альтернатива у штрафного подразделения была не богатая: расстрел или тюрьма. В обоих случаях это позор для семьи без компенсаций и содержания. А так есть шанс. Ведь иногда люди отбывали свой срок так и не сходив в атаку и не приняв боя! а есть кадры. которые семь раз попадали в штрафную роту и оставались в живых!
Юрий Грачёв 
По поводу вашего "Да ещё стрелять в грудь?". Предполагать, что заградотряд "Со стороны немцев" - не требуется. Дело тут в другом: когда противник заставляет поспешно отступать, отступающие, как правило, бегут. Бегать спиной вперёд мало кто обучен, вот и получается, что "стреляет в грудь заградотряд". Теперь по поводу " Здесь в первом взводе, год всего, Служил молоденький парнишка". Конечно, не стоит предполагать, что "парнишка" был штрафником-рецедивистом и он "мотал срок" в штафбате уже 4-5-й раз подряд. Но служить в Армии "год всего"- мог. Не стоит усложнять, тем более, что сами видите, "что стихи понравились людям". А поэзия - дело тонкое...
Юрий Грачёв 
По поводу вашего "Да ещё стрелять в грудь?". Предполагать, что заградотряд "Со стороны немцев" - не требуется. Дело тут в другом: когда противник заставляет поспешно отступать, отступающие, как правило, бегут. Бегать спиной вперёд мало кто обучен, вот и получается, что "стреляет в грудь заградотряд". Теперь по поводу " Здесь в первом взводе, год всего, Служил молоденький парнишка". Не стоит предполагать, что "парнишка" был штрафником-рецидивистом и он "мотал срок" в штафбате уже 4-5-й раз подряд. А вот служить в Армии "год всего", в том числе и в "первом взводе" - мог. Не стоит усложнять, тем более, что сами видите, "что стихи понравились людям". А поэзия - дело тонкое...
Александр Кузнецов 
Юрий Грачёв, за штрафниками не может стоять заград. отряд в принципе! Любое наступление проводится эшелонировано и штрафники шли в первом эшелоне и всегда на самом опасном участке. Для этого были ещё отдельные штурмовые батальоны. Первый эшелон должен был захватить и удержать первую линию, её занимали вторая или третья очередь, оборудовали траншеи... Или заград отряд за ними шёл? Ещё можно это представить в обороне, и то, расстреляв своих заград.отряд должен был погибнуть от немцев! Задача была остановить, а не расстрелять... Этот миф из фильмов типа Штрафбат, а уж совсем бредятипа в фильме "Враг у ворот"! Что касается парнишки, то Вы не дочитали ; "Здесь, в первом взводе, год всего, Служил молоденький парнишка. То был последний сын его" Понимаете, комбат, идущий впереди офицерского батальона, остался жив. а сын его, непонятно как оказавшийся в штрафном батальоне в первом взводе погиб! А поэзия должна быть правдивой, а не конъюнктурной. Согласен, за душу берут, но не нужно вранья, называя его "тонким делом"!
Юрий Грачёв 
Вы часом не участник ли Великой Отечественной? Или служили в штафроте? Или в заградительном отряде, коли термин "миф из фильмов" применили? Подозреваю, что не участник вы и не служили ни здесь и не там. Поэтому полемизировать тут не о чем. И не нужно навязывать мне "препарированные" вами на свой лад строки стихотворения. Спорьте с автором, если не согласны или не понимаете чего-то. А я лишь сообщил вам о том, что нормальный читатель никаких "мифов" в стихотворении не обнаруживает. Ненавязчиво рекомендую поразмыслить вам над происхождением термина "заградительные" и над тем, для чего эти отряды были. Если поразмыслить не хотите, Бог с вами. А меня более не беспокойте, поскольку ничего путного от вас не ожидается.
Александр Кузнецов 
Юрий Грачёв, могли просто не отвечать, а не замечать то, что речь о сыне командира!Герой Советского Союза генерал Пётр Лащенко уже в 80-е годы пытался прояснить вопрос о стрельбе заградотрядов по своим войскам. В результате таких случаев ожидаемо не обнаружено! И вот Вам ссылка тупо узнать, что такое заград отряд, а то так и будете искать "участников"! http://back-in-ussr.com/2017/05/pravda-i-mify-o-zagradotryadah.html
Юрий Грачёв 
Мне от вас ничего не надо. Кстати, я уже писал об этом.
Александр Кузнецов 
Вы написали мне три письма! Не очень типично для человека, которому от меня ничего не надо...
Юрий Грачёв 
Объясняю последний раз и заодно напоминаю "ход событий". Я лишь дал пояснение и обосновал "возможность и право на жизнь" тем строкам стихотворения, которые вас озадачили: 1) ранения при оставлении позиций могли быть получены в грудь не потому что , как вы вопрошали, 2заградотряды... со стороны немцев?", а потому, что бегущие поворачиваются грудью в сторону тыла, где заградотряды; 2) Озадачившее вас "в первом взводе, год всего" может относиться не к "стажу" в штрафбате, а к сроку общей службы. То, что Автор так спорно изложил, дело его, но понимать можно и так, как я написал. Вы же публично обратились с вопросами, а я ответил. Вам ответы не понравились, но это уже дело ваше и я даже не намерен спорить. Дальше - больше: вы озадачились "взамоотношениями" заградотрядов и штрафбатов,их "эшелонированием", появились вопросы на тему "остановить, а не стрелять". Ну что тут ответить? На войне, как на войне: тут уж как получалось... но в своих по возможности не стреляли....Вот и я в свою очередь, поинтесовался - не воевали ли вы... при такой вашей активной деятельности по обсуждению темы. А далее вы предложили мне какую-то ссылку, что бы "тупо узнать"...и всё стало на свои места: не воевали... Уважаемый! Ссылки можно раздавать, как горячие пирожки- это дело нехитрое. Причём, в разных ссылках можно найти противоположные выводы. Но можно и по другому: не предлагать "тупо узнать", а самому изучить много материала. И не теории из "военного искусства", а как было на самом деле. Начиная хотя бы с того, что и интересующие вас штрафбаты и загранотряды создавались по одному приказу. Отсюда нехитрый вывод: одно было связано с другим. А уж "эшелонирование" - дело уже десятое, которым негоже тут шибко "педалировать", уводя от сути. Лимит печатных букв для вас я истратил. Так что дальше - уже без меня. Удачи!
СТРАННИК ВЕЧНОСТИ
Ну ты и тупооой . Заградотряд всегда был в тылу наступавших штрафников . И стреляли в грудь тем , кто бежал с поля боя . Как представляешь себе - бежать спиной !?
И еще в штрафротах и штрафбатальенах были не только офицеры : там в основном были и уголовники , и политзаключенные , согласившиеся смыть кровью , и мужское население с аккупированных территорий , и бежавшие из плена , и многие , кто был не согласен с линией сталинского режима , коммисаров и политработников , в основном отсиживающихся за спинами бойцов .
И вот что еще : НИКОГДА ! идя в бой не орали "За Родину , за сталина"( с маленькой буквы) . Это придумки кинематографистов . А в бой бежали , приняв на грудь наркомовские 100 грам , со сплошным , площадным МАТОМ , понимая , что идут умирать !!! И вот этот Руссский Мат психологически действовал на и на врага и на своих !
Александр Кузнецов 
Странник, ты ёбнутый или от природы такой? Кипи себе пшена, курицын ты сын!
литье Задорожний
Вечная память всем павшим Защитникам Отечества
Георгий Ситнянский
"Вы лучше лес рубите на гробы - /В прорыв идут штрафные батальоны!" (В Высоцкий).
Александр Кузнецов 
Жора, не ожидал от тебя! Ты поставил мне лайк! Растёшь над собой! Я этого не забуду!
евгений косов 
неправильно писать что немцы только их боялись что ли ? , моряки , " ночные ведьмы " ,катюши , и т. д. , немцы всего боялись , а дошли до Москвы и три года с территории их вышибали , деды воевали как могли пока учились - потери огромные были , научились воевать - у немцев потери пошли
Александр Кузнецов 
Перевод в штрафники- это дисциплинарное наказание во время войны. Было три срока: месяц, два и три. В батальонах только офицеры, в ротах сержанты, солдаты и прочие. Командовали ими только кадровые и год за шесть...Даже если человек не попадал в бой в течение срока для офицера стать солдатом без прав на 30 - 90 дней - уже серьёзная встряска!
Борис NIKITIN
Вечная память всем павшим и не вернувшимся с войны! И не важно кто он павший в боях моряк, лётчик , танкист , артиллерист, шофер , просто солдат или штрафник ,ВСЕ они ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Они павшие защищали РОДИНУ !!!
Олег Кузавков 
Да это герои прошедшие через огонь и воды, вечная им память и слава на века.
Владимир Седышев 
Жизнь даётся лишь раз, а удаётся героям ещё реже.
Роман Аллахяров
Я согласен с теми, кто называет эти стоны по штрафбатам хрущевским плачем. Конечно, в них люди попадали по-разному, кто за дело, а кто посмотрел не так. Но, даже немцы с их хваленой стратегией и тактикой использовали штрафные батальоны, пожалуй, не в меньшем количестве. После десятилетий замалчивания наконец-то появились свидетели и документы. А то почитаешь таких горе-историков, а правильней сказать, проститутствующих перед очередной аантисталинской и антирусской властью "историков"., и получается, что войну мы выиграли только штрафбатами и заградотрядами. У немцев штрафбаты появились еще в 30-е.
максим мирошин 
Очень хорошая статья..
Юрию Проскокову - отдельное спасибо!
Ivan Bellew 
Где же тут хоть слово о том, что немцы их "боялись"?
Владимир Середохин 
Когда штрафники шли в атаку, немцы в ужасе шептали: "ё..... в рот" идёт.
Vladimir Lenin
Мой дед, при отступлении попал в окружение в 42-ом. Когда вышел через несколько дней, посчитали дезертиром, расстреляли без суда и следствия. Об это знал мои родственники ещё после окончания войны, от сослуживцев. Сейчас это отражено в документах на "obd-memorial.ru." Даже по этим документам видно что дело сфабриковано по Приказу Народного комиссара обороны СССР от 28 июля 1942 года № 227 («Ни шагу назад!»)
Марат Камбаров 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Г-нy Тавитову. А вы вчера утверждали, что не было заград отрядов. И они стреляли в грудь, потому, что задом быстро никто не отступает. Более 3000 штрафбатов и штрафрот было в течение войны. Если в каждом в среднем по 400 чел было, то более 1 млн. чел. 10 % от воевавших. Практически все погибли. Вот такие цифры. Кстати у немцев тоже были
штрафники типа власовцев и прочих националистов..
Александр Суворов
Штрафбат -загранотряд братья близнецы. Куда один - туда и второй. Если не убъют немцы - убъют свои. Это реальность того времени.
Александр Кузнецов 
Штрафбаты и штрафные роты шли перед своими боевыми порядками, в первом эшелоне! Ну откуда там мог быть заградотряд? Для них специально окопы рыли? Вообще заградотряды были армейскими подразделениями и использовались в качестве органов правопорядка в прифронтовой зоне!
Оскорбительный комментарий был удалён.
Юрий Грачёв 
Андрей! Да не переживайте вы так по поводу каких-то "дизлайков" или "лайков": и то и другое - оказанное внимание и чем "кучнее" цифра( неважно, справа или слева )- тем больше внимания. Согласитесь, это однозначно лучше, чем безразличные "нули"
Александр Кузнецов 
Юрий Грачёв, это Вы его так утешили? Это когда бегут двое, то один займёт почётное второе место, а второй придёт к финишу предпоследним...Главное оптимизм в жизни!
Юрий Грачёв 
Александр! Приведённый Вами пример не даёт забыть, что в мире всё относительно: можно бегать вдвоём, в одиночку и толпами - это не меняет дела. По моему мнению, в этом деле главное - не бежать впереди паровоза. Особенно, если последний стоит, потому что весь пар давно ушёл в свисток. Вот вижу, что Вы решили тоже "посвистеть" на то, что писалось мной в данном случае для Андрея. Не надо быть "бегуном", что бы осознать простой факт: если у тебя много оценок ("за" или "против" - неважно),значит, народу было чего в данном случае читать. Единственное, что мне по малости стажа ещё трудно по достоинству оценить, так это "терминологическая экспрессия" в некоторых комментариях, составляющих диалоги. Ну да ладно: это дело участников, как вести свои дебаты.
Александр Кузнецов 
Вот как раз после прочтения таких вот опусов возникает вопрос:"Что он там курит?!" Ладно, будьте здоровы! И засуньте своё терпение поглубже, оно понадобится в другом месте...
Юрий Грачёв 
Огромная благодарность за ваше "ладно...": стало быть, очень надеюсь, что вы не станете более домогаться разъяснений, почему негоже влезать в ЧУЖИЕ диалоги и не станете более делиться нелепыми фантазиями о причинах ранений оставляющих позиции "в грудь" в ЧУЖИХ стихотворениях.
Александр Кузнецов 
Не юродствуй. всё равно ума не хватит...
Александр Кузнецов 
Уймись, дурак! Сколько можно чушь нести?
Александр Кузнецов 
Что то видать не много их- приличных и позитивных, если свой нерастраченный новодворский апломб в письмах мне тратишь...Мусью...
Serg Shulga
Вечная память!
Валера Ратников
Да, они не отступали.
DonskayaKazachka
Наконец то новое настоящее видео, вся правда о казаках.
Смотрите пока не удалили все 4-е части:







Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как коты спасали советских солдат в Великую Отечественную
Как коты спасали советских солдат в Великую Отечественную
7
Мужской журнал 08:01 12 июл 2021
Аморальный пацифизм в исполнении Чулпан Хаматовой: Я ненавижу Великую Отечественную войну, я не могу ей гордиться
Аморальный пацифизм в исполнении Чулпан Хаматовой: Я ненавижу Великую Отечественную войну, я не могу ей гордиться
27
Ваши новости 08:00 03 май 2019
Неписаные правила стрелков: кого снайперы не трогали в Великую Отечественную
Неписаные правила стрелков: кого снайперы не трогали в Великую Отечественную
126
Авто-Тема 22:03 23 янв 2019
«Чёрная Смерть»: кого больше всего боялись немцы
«Чёрная Смерть»: кого больше всего боялись немцы
8
Ваши новости 22:01 23 янв 2018
В этом фильме немецких солдат играли пленные немцы, а ВСЯ ТЕХНИКА была настоящей трофейной
В этом фильме немецких солдат играли пленные немцы, а ВСЯ ТЕХНИКА была настоящей трофейной
11
Ваши новости 16:30 14 июн 2021
Чего боялись танки «Пантера» больше всего?
Чего боялись танки «Пантера» больше всего?
17
Авто-Тема 18:30 28 дек 2021
Были ли штрафбаты во время войны «пушечным мясом» 
Были ли штрафбаты во время войны «пушечным мясом» 
4
Мужской журнал 13:02 05 июн 2018
Чёрный миф о чекистах: войска НКВД в Великую Отечественную войну
Чёрный миф о чекистах: войска НКВД в Великую Отечественную войну
88
Мужской журнал 10:00 30 май 2020
Неудержимый Власов: за что немцы заживо сожгли Героя СССР
Неудержимый Власов: за что немцы заживо сожгли Героя СССР
82
Мужской журнал 09:01 09 апр 2019
Сатановский: В Крыму проворонили, в Сирии проворонили, в Карабахе проворонили и нас, и турок - у Путина про них спрашивали, а тут всё, как на ладони. Провидцы и стратеги, ядрёна вошь.
Сатановский: В Крыму проворонили, в Сирии проворонили, в Карабахе проворонили и нас, и турок - у Путина про них спрашивали, а тут всё, как на ладони. Провидцы и стратеги, ядрёна вошь.
37
Ваши новости 05:01 07 дек 2021
Чего еще не боялись в США?
Чего еще не боялись в США?
75
Ваши новости 05:01 21 фев 2022
«Немцы не ожидали»: что творилось в первые часы Великой Отечественной
«Немцы не ожидали»: что творилось в первые часы Великой Отечественной
48
Мужской журнал 08:01 31 авг 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства