То что нужно настоящему мужыку!

Тайна катастрофы теплохода «Армения»

Советское госпитальное судно «Армения»

Теплоход «Армения»


В середине 1920-х годов в Советской России активно восстанавливалось кораблестроение, в том числе и гражданское. В конструкторском бюро Балтийского завода разработали проект теплохода типа «Аджария». В 1927–1928 годах было построено шесть пассажирских судов, которые получили названия в честь советских республик: «Аджария», «Абхазия», «Армения», «Украина», «Крым» и «Грузия». Почти все лайнеры построили в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе (только последние два судна – в германском Киле). Теплоходы несли службу на Чёрном море и обслуживали линии между портами Украины, Крыма и Кавказа. За свою быстроходность они назывались «рысаками».

«Армения» была введена в строй в 1928 году. Это был двухтрубный теплоход водоизмещением 5770 тонн, длиной более 107 метров, шириной в 15,5 метров, способный развить скорость в 14,5 узлов. Экипаж около 100 человек, на борту могло разместиться около 1000 пассажиров. Также теплоход мог перевозить 1000 т грузов, то есть был универсальным грузо-пассажирским. «Армения» эксплуатировалась Черноморским морским пароходством и ходила на линии Одесса – Батуми – Одесса.


Носовая часть «Армении». Кадр: видео Центра подводных исследований РГО

 

Санитарное судно


С началом Великой Отечественной войны ситуация на Чёрном море потребовала изменения положения «рысаков». «Армению» переделали в санитарно-транспортное судно: рестораны переоборудовали в операционные и перевязочные, курилку – в аптеку, в каютах установили дополнительные подвесные койки. В начале августа работы на судне были завершены, и «Армения» вошла в состав Черноморского флота. Капитаном судна стал Владимир Плаушевский, старшим помощником – Николай Знаюненко, руководителем медицинского персонала – главный врач железнодорожной Одесской больницы Пётр Дмитриевский. Экипаж санитарного судна состоял из 96 человек, а также из 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.

В ходе обороны Одессы корабль совершил 15 рейсов и вывез из города на кавказское побережье свыше 16 тыс. человек. Днем и ночью на борту трудился медицинский персонал. Операции, перевязки и кровь. Множество раненых. Везли не только раненых, но и беженцев, которые спасались от войны. Члены экипажа размещали людей в своих каютах.

На бортах и палубе «Армении» были нанесены яркой красной краской большие кресты, хорошо видные с воздуха. На грот-мачте находился белый флаг с изображением международного Красного Креста. Однако немцы статьи Женевской и Гаагской конвенций на востоке практически не соблюдали. Так, в июле 1941 года гитлеровцы повредили санитарные суда «Котовский» и «Чехов». Атакованный самолётами люфтваффе лайнер «Аджария», объятый огнем, на виду у всей Одессы выбросился на мель. В августе такая же участь постигла судно «Кубань». Поэтому на «Армении» установили 4 45-мм полуавтоматические универсальные пушки 21К и 4 пулемета. Также судно обычно сопровождал конвой.

Эвакуация из Севастополя


Осенью 1941 года в Крыму царила неразбериха. К Севастополю выходили разбитые части Приморской армии РККА, за ними шли гитлеровцы. Тогда ещё никто не знал, что город будет героически держаться 250 дней. Из Севастополя спешно эвакуировали всё, что надо и не надо. К примеру, госпитали в самом городе и оборудованные в штольнях были забиты ранеными, но кто-то приказал эвакуировать медперсонал. Хотели вывезти даже хорошо подготовленный и укрепленный командный пункт флота. Только энергичные действия вновь прибывшего заместителя по сухопутной обороне генерал-майора Петрова положили конец бардаку. Севастополь превратился в настоящую крепость, на его подступах завязались упорные бои.

«Армения» 4 ноября 1941 года вышла из Туапсе и прибыла в Севастополь. Лайнер стоял на внутреннем рейде и принимал на борт раненых и беженцев. Обстановка была тревожной. В любой момент могла появиться немецкая авиация. Большая часть боевых кораблей флота по приказу адмирала Октябрьского вышла в море, включая и крейсер «Молотов», на котором была единственная на флоте корабельная радиолокационная станция. Кроме «Армении» в Карантинной бухте грузился транспорт «Белосток», а у причала Морзавода – «Крым». Погрузка шла непрерывно днем и ночью.

На судно были погружены раненые, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1-го ранга Семёном Каганом. Также на судно поместили 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическую лабораторию, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также мирные жители Севастополя. По разным оценкам, на корабле в итоге было собрано от 5 до 7–10 тыс. человек.



Сначала капитан Плаушеуский получил указание выйти в море 6 ноября в 19 часов и идти в Туапсе. Для сопровождения выделялся небольшой морской охотник «041» старшего лейтенанта Кулашова. При отсутствии сильного конвоя хорошей защитой для большого судна была только ночь. Днем большой грузо-пассажирский лайнер, почти не имеющий средств ПВО, конвойных кораблей и самолетов, был отличной мишенью для немецких бомбардировщиков и торпедоносцев. Немецкие ВВС в это время господствовали в воздухе. Первый приказ давал хорошие шансы судну покинуть Крым и дойти до Туапсе. Поэтому капитана Плаушевского возмутил второй приказ: выйти в море 17 часов, в светлое время суток! Такой приказ мог привести к гибели тысяч людей.

Затем последовали ещё два роковых приказа. Первым приказом «Армении» дали указание зайти в Балаклаву и забрать там служащих НКВД, раненых и медперсонал. Также теплоход принял какой-то секретный груз. Сейчас нет данных, какой груз погрузили на судно в Балаклаве. Есть мнение, что грузили музейные ценности, картины. По другой версии – документы и золото. В Балаклаве судно простояло несколько часов. Шансы уйти под покровом темноты ещё были.

Однако Плаушевский получает новый роковой приказ. Идти в Ялту и забрать работников партии, НКВД и ещё несколько госпиталей. В 2 часа ночи 7 ноября 1941 года «Армения» была в Ялте. В городе был хаос. Милиции не было, кто-то громил и грабил магазины, склады и винные погреба. Бойцы НКВД организовали посадку. Здесь транспорт принял ещё несколько стен людей и груз. Погрузка шла до 7 часов утра.

Катастрофа


В 8 часов 7 ноября «Армения» вышла из Ялтинского порта в Туапсе в сопровождении одного сторожевого катера. Море штормило, шёл дождь, что уменьшило и так небольшие возможности сторожевика по защите транспорта. Факт прикрытия транспорта двумя самолетами-истребителями, которые якобы «проморгали» атаку вражеского самолета, иногда упоминаемый в рассказах о событии, документами не подтверждается.

Интересно, что адмирал Октябрьский, зная оперативную обстановку и где находится «Армения», дал указание не выходить судну из Ялты до 19 часов, то есть до вечера. Плаушевский этот приказ получил, но вышел из Ялты. В этом кроется ещё одна тайна гибели теплохода. Возможно, что это было связано с тем, что в Ялте не было средств ПВО, и к городу приближались немцы (они захватили Ялту 8 ноября). То есть гитлеровцы легко бы уничтожили «Армению» в порту с помощью авиации либо просто полевой артиллерией. Поэтому капитан решил рискнуть выйти в море. В ненастную погоду шансы уйти без потерь повышались.

По свидетельству моряка с катера Яковлева, сначала около 10 часов появился немецкий разведчик. Через некоторое время на бреющем полёте, едва не касаясь воды, в район вышли два вражеских торпедоносца. Один пошёл в сторону Ялты, другой атаковал, но промазал. Второй торпедоносец действовал успешно. В 11 часов 25 минут «Армению атаковал Хейнкель He 111. В результате прямого попадания торпеды (как ранее считали) или двух произошёл сильный взрыв. Транспорт затонул за несколько минут. Сторожевик в неспокойном море смог спасти только 6 или 8 человек. До берега было около 30 км, вода была холодной, поэтому погибли почти все.

После войны «Армению» не раз пытались обнаружить, но без успеха. Находили древние суда, корабли, которые погибли в ходе двух мировых войн, но не санитарное судно. Только во время поисковой операции, проводившейся силами Министерства обороны России в 2017 году, на дне нашли магнитную аномалию. В марте 2020 года по этим координатам обломки «Армении» были обнаружены глубоководным комплексом под управлением специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества. Судно располагалось в 18 милях от берега на глубине 1500 метров.

Следов торпедной атаки не нашли. Однако надстройки и верхние палубы имели большие разрушения. Возможно, что «Армения» подверглась бомбовым ударам. Это подтверждает версию, что корабль атаковали 4 немецких самолета, которые разбомбили среднюю часть судна.


Рында «Армении». Кадр: видео Центра подводных исследований РГО

Автор:

Самсонов Александр

Использованы фотографии:

https://ru.wikipedia.org/


Источник: Тайна катастрофы теплохода «Армения»
Опубликовал:
Теги: транспорт видео история тайна катастрофа теплоход

Комментарии (19)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Бузыкин Александр 
Это пример того, как флотское руководство бездарно отдало бразды управления партийным органам и НКВД. В ситуации на море первое и последнее слово должны иметь командиры кораблей и штаб флота. Не зайди "Армения" в Ялту, они имели все шансы в ночное время уйти от немецкой авиации.
Александр Воронцов 
а еще Маринеску осуждают...за Густлав
Бузыкин Александр 
Кто осуждает?
Никогда не встречал слов осуждения в адрес Маринеско. Война есть война.
вадим ашаев
Странно однако. По свидетельству моряка с катера Яковлева, 2 торпедоносца на бреющем торпедировали. По факту следов от торпед нет а есть разрушения от бомб. Бомбардировщики на бреющем на бомбардировку не заходят. Странный однако моряк.
Ещё странно - "Это подтверждает версию, что корабль атаковали 4 немецких самолета".
А эта версия от кого исходит? Понятно, что не от моряка Яковлева с катера.
Мутная и бестолковая статья.
Одно совершенно понятно и давно известно - немцы статьи Женевской и Гаагской конвенций на востоке не соблюдали.
Если вы думаете, что немцы в войну расстреливали и грабили потому, что у них был Гитлер, то вы ошибаетесь. Они убивали и грабили потому, что они были европейцами. То же самое делали французы в Москве при Наполеоне. То же самое делали поляки в Москве при Лжедмитрии - убивали и грабили. Для европейца убивать и грабить нормальное поведение, когда он думает, что это для него останется безнаказанным.
serge panther 
А как себя вели мальчики -солдатики в Чечне?
Бузыкин Александр 
Не факт. Хейнкели 111 в варианте торпедоносца всегда летали парой (ведущий-ведомый), а пикирующие бомбардировщики Ju-87 минимум по три (тройками им было легче ложить бомбы с отвесного пикирования)
Скорее всего Армения была поражена торпедой. Происхождение же отверстий в верхней палубе могло иметь иные причины, например детонация взрывчатого вещества, перевозимого в трюмах.
вадим ашаев
Бузыкин Александр - "Скорее всего Армения была поражена торпедой."

В статье чёрным по белому написано: "Следов торпедной атаки не нашли. Однако надстройки и верхние палубы имели большие разрушения." Может у Бузыкина Александра есть свои данные опровергающие специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества?
Бузыкин Александр 
Корабль пролежал на дне почти 80 лет в соленой воде и иле. Все выводы исследователей имеют предположительный характер из за большого количества разрушенных фрагментов корпуса.
Я тоже далёк от утверждений, а только предполагаю наиболее вероятный вариант гибели корабля. Что тут непонятного?
вадим ашаев
Бузыкин Александр - "Я тоже далёк от утверждений, а только предполагаю наиболее вероятный вариант гибели корабля. Что тут непонятного?"

Ясно. По вашему специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества полные невежды и дебилы в своём деле, и их профессионализм далёк до вашего профессионализма в подводных исследованиях.
Бузыкин Александр 
Дебилов там нет и именно поэтому они (и я в том числе) воздерживаются от категорических утверждений.
Что ещё непонятного?
вадим ашаев
Бузыкин Александр - "Скорее всего Армения была поражена торпедой."

А специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества утверждают, что: "Следов торпедной атаки не нашли".
Бузыкин Александр 
И что с того? Необнаружение следов не означает отрицание самого факта торпедирования. Судно находится в деформированном состоянии очень много лет..
вадим ашаев
Бузыкин Александр - "И что с того? Необнаружение следов не означает отрицание самого факта торпедирования."

Они(Специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества) полные невежды и дебилы, не смогли в море на месте катастрофы найти следы торпедирования и утверждающие это, в отличии от Бузыкина Александра сидящего на диване в будинку и утверждающего, что он точно знает, что "Армению" торпедировали. Неужто Бузыкин Александр путешественник во времени и наблюдал воочию гибель "Армении" сидя за штурвалом торпедоносца!!!
Юрий Шальнов 
"Тайна" с большой, большой бородой...
Бузыкин Александр 
Примечательно только то, что за эту ошибку и трагедию так никто из командования ЧФ и ЧВС Приморской армии и не ответил. Все списали и все забыли, хотя за куда меньшие промахи командиров низового ранга смещали и отстраняли от должностей..
После войны фронтовики-черноморцы задавали вопросы о обстоятельствах гибели "Армении", эвакуации (т.е бегства) командования Приморской армии в июле 1942, потопления трёх линкоров ЧФ в октябре 1943... но ни на один вопрос бывший комфлота Ф. Октябрьский так и не ответил и ни одной из своих ошибок не признал.
Олег Фомичев 
А кто из воинского руководства, кроме поспешно расстрелянных, отвечали за какие либо промахи в организации отхода войск вообще?
Бузыкин Александр 
Отвечали. Бывало такое. Снимали с командармов и комкоров за огрехи, но чаще смещали с понижением в тыловые округа. А тут вообще ничего.
За все их прегрешения и промахи расплачивался солдат и матрос своей жизнью..
Виктор Локтионов
Но из Ялты должны были забрать НКВДшников и парт.руководителей, это же святое.
I S
Гнусные фашисты!Действительно Европа страдала и до сих пор страдает безумием
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Армения хитростью избежала стратегической катастрофы
Армения хитростью избежала стратегической катастрофы
32
Ваши новости 19:00 27 окт 2020
Армения потеряла смысл существования
Армения потеряла смысл существования
25
Ваши новости 08:01 27 окт 2021
Армения бросила военный вызов Москве
Армения бросила военный вызов Москве
24
Ваши новости 09:01 30 июл 2018
Является ли Армения независимым государством?
Является ли Армения независимым государством?
39
Ваши новости 08:01 31 окт 2021
Куда повернет Армения после отставки президента
Куда повернет Армения после отставки президента
7
Ваши новости 17:01 30 янв 2022
Байдену мешают снизить угрозу ядерной катастрофы
Байдену мешают снизить угрозу ядерной катастрофы
12
Ваши новости 10:00 17 ноя 2021
Саркофаг выжившего инопланетянина после крупнейшей катастрофы НЛО находится в Гималаях
Саркофаг выжившего инопланетянина после крупнейшей катастрофы НЛО находится в Гималаях
3
Мужской журнал 05:02 11 авг 2018
В чём тайна успехов Гитлера
В чём тайна успехов Гитлера
19
Мужской журнал 10:01 24 авг 2021
Все катастрофы XX века отмечены на циферблате “Часов Исиды”
Все катастрофы XX века отмечены на циферблате “Часов Исиды”
7
Мужской журнал 05:01 12 дек 2020
Россия спасла Карабах от бойни, но Армения это не ценит
Россия спасла Карабах от бойни, но Армения это не ценит
24
Ваши новости 10:30 12 ноя 2020
Армения дрейфует в НАТО?
Армения дрейфует в НАТО?
20
Ваши новости 00:02 05 авг 2018
Как животные предчувствуют катаклизмы и катастрофы? Какая реакция на стихийные бедствия?
Как животные предчувствуют катаклизмы и катастрофы? Какая реакция на стихийные бедствия?
2
Мужской журнал 07:01 05 сен 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства