То что нужно настоящему мужыку!

«Внимание! Внимание! - в небе Амет-Хан Султан»: почему асы люфтваффе боялись крымского татарина

 

 



Амет-Хан Султан стал одним из самых результативных и известных летчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Немцы прозвали его Черным дьяволом, а когда видели его самолет в небе, то тут же передавали по рации своим летчикам, находящимся в данноим в квадрате: «Ахтунг! Ахтунг! Всем возвращаться на базу - в небе Амет-Хан Султан». Отличить самолет было не сложно - на нем был нарисован орел. Право иметь подобный отличительный знак на машине в Советской армии получить было нелегко, но Амет-Хану дал разрешение сам командующий 8-й воздушной армией генерал Тимофей Хрюкин.

Уникальный таран

Свою первую воздушную победу Амет-Хан одержал 31 мая 1942 года во время обороны стратегически важного объекта - железнодорожного моста через Волгу под Ярославлем. Звено советских истребителей не должно было допустить вражеские бомбардировщики к переправе.

“Харрикейн” Амет-Хана (наши летчики к этому времени летали на британских машинах) уже отстрелял все боеприпасы, но в этот момент один из вражеских “Юнкерсов” прорвался сквозь заслон и пошел к переправе. Тогда наш летчик решился на таран. И это ему удалось, да так, что истребитель застрял в фюзеляже бомбардировщика. Машины камнем полетели вниз, но Султан в последний момент смог выпрыгнуть с парашютом.

За этот подвиг летчика-истребителя наградили орденом Ленина, а благодарные жители Ярославля подарили ему именные часы.

Полк асов

Во время Сталинградской битвы нашим войскам было необходимо овладеть инициативой в небе. Специально для этого уже упомянутый командующий 8-й воздушной армией Тимофей Тимофеевич Хрюкин решил сформировать особое авиационно подразделение, которое окрестили “полком асов”. Создали его на базе 9-го гвардейского истребительного авиационного полка: набирали лучших из лучших. Попал в соединение и Амет-Хан Султан, который к этому времени уже зарекомендовал себя летчик высшего класса.

Однако один из боев под Сталинградом чуть не стоил ему жизни. Полк получил срочную задачу вылетать на прикрытие одной из переправ, которая подверглась атаке немцев. Амет-Хан пошел на очень рискованный шаг: вместе со своим ведомым он бросился вперед, чтобы отвлечь на себя истребители прикрытия, пока остальная эскадрилья расправляется с бомбардировщиками. В бою Султан смог сбить два “Мессера”, но и его самолет получил повреждения и загорелся. Выход был один - прыгать. Спускаясь на парашюте, ас увидел, как к нему направляются немецкие истребители. У пилотов люфтваффе было грязное развлечение: расстреливать из пулеметов катапультировавшихся летчиков. Внезапно строй "Мессершмиттов" дрогнул и рассыпался - ведомый не бросил своего командира, отогнал фашистов и “проводил” его до самого приземления. Хорошо, что внизу были позиции наших войск, которые и помогли ему добраться до своей части.

Подарок штурмовикам

Сослуживцы и близкие товарищи Амет-Хана всегда отмечали его скромность, даже застенчивость. Тем не менее за штурвалом самолета он преображался, совершая порой поступки, которые иначе как лихачеством не назовешь. Свидетелем одного такого поступка стал ещё один прославленный советский авиатор, дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик Муса Гареев. Вот как он описывает их встречу в своей книге “Штурмовики идут на цель”:


“В тот день мы находились на аэродроме в ожидании вылетов. Каждый, как обычно, занимался своим делом. Вдруг над аэродромом появился вражеский самолет. Зенитчики уже готовы были открыть огонь, но самолет резко пошел вниз и вскоре приземлился. Все кинулись к месту посадки. Глядим, а из кабины вылезает Амет-Хан. Улыбаясь, говорит:
— Получите подарок от наших истребителей.
— Чей самолет? Откуда?
— Ясно откуда. Посадили мы его на своей площадке. Да надоел он нам. Вот к вам перегнал, может, пригодится...
— Так мы же могли тебя сбить!
— Не успели бы.”

Это “не успели бы” показывает, что на самом деле добродушный и веселый парень обладал невероятным мастерством, воинской выучкой и профессионализмом.

Конец войны, начало мира

Амет-Хан Султан прошел всю войну. Свой последний боевой вылет он совершил 29 апреля 1945 года над Берлином. В том бою он сбил истребитель «Фокке-Вульф 190». Всего за всю войну он провел 603 боевых вылета, участвовал в 150 боестолкновениях в воздухе, лично сбил 30 истребителей противника.

После войны Амет-Хан Султан, как и все летчики-асы, был направлен на учебу. Но уже вскоре он понял, что быть слушателем военно-воздушной академии в Монино - не для него. Он бросает учебу и увольняется в запас. Как и многих фронтовиков, гражданская жизнь застала его врасплох, и столкнувшись с её трудностями, он впал в депрессию. Его не привлекала гражданская авиация, а военные учреждения его не брали, даже несмотря на многочисленные награды. Причина проста - по матери Амет-Хан был крымским татарином, а его брат во время оккупации полуострова служил полицаем, сотрудничая с немцами.

Ситуацию спасла случайность. Однажды на улице его встретил Владимир Лавриненков - фронтовой товарищ и тот самый ведомый, который отогнал от него фашистские "Мессеры" под Сталинградом. Владимир продолжал поддерживать связь с генералом Хрюкиным - отцом “полка асов”, который, в свою очередь, очень ценил Амет-Хана. По протекции генерала Султану как бывшему фронтовику удалось стать летчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте в Жуковском. Он приложил руку к разработке практически всех воздушных судов, а многие технические решения, которые он проверял, используются и по сей день.

Гибель

Дважды Герой Советского Союза, трехкратный кавалер ордена Ленина, четырехкратный кавалер ордена Красного Знамени, кавалер Ордена Отечественной войны I степени, лауреат Сталинской премии и Заслуженный летчик-испытатель погиб 1 февраля 1971 года.

Самолет-лаборатория по испытанию нового типа двигателя, за штурвалом которого находился Амет-Хан Султан, разбился во время испытательного полета. Погибли все, кто был в самолете.

Похоронен Амет-Хан Султан в Жуковском.

источник


Источник: «Внимание! Внимание! - в небе Амет-Хан Султан»: почему асы люфтваффе боялись крымского татарина
Опубликовал:
Теги: история война Машина жизнь решение суд

Комментарии (24)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Михаил Левин
Вечная слава и вечная память Героям, отстоявшим нашу жизнь.
Mikhail Levin
Подписываюсь под Вашими словами, тезка!
Alex Достоевский 
Низкий поклон герою летчику,вот кто настоящий патриот России!!!
Неизвестно Неизвестно 
Вы уверены что он был патриот России ??
Или может он просто делал свою работу ?
Николай Глухов
Так делать свою работу, особенно во время войны без патриотизма???
Александр Белозеров
Внесем ясность. Он был патриотом Советской Родины, СССР.
Александр Белозеров
Ну, положим, сиЛЖИницин не воевал. Попав в действующую армию, причем в довольно удаленный от линии фронта участок, он так обосрался, что стал писать письма, в которых критиковал Сталина, точно зная, что цензура это не оставит без внимания, и его уберут с фронта в милый и безопасных (по сравнению с действующей армией) лагерь. Это бы ничего еще - ну, трус, ну, спасался, как мог. Можно быть трусом, но не быть предателем. Так эта гнида потом сказки писать стала про ужасы Сталинского режима и ГУЛАГа. То есть стал-таки предателем... Или не бывает такого - трус и не предатель?
Георгий Ситнянский
Врешь! Я как раз против выражения "Патриотизм - последнее прибежище негодяя!" - я "патриотизм" заменил на "антисемитизм" - а вот это, ИМХО, самое то.
Георгий Ситнянский
Хорош брехать, совковата!
Георгий Ситнянский
"сиЛЖИницин не воевал. Попав в действующую армию, причем в довольно удаленный от линии фронта участок, он так обосрался, что стал писать письма, в которых критиковал Сталина" - да чего мелочиться, пиши уж сразу, что он полицаем был, а участие в ВОВ подделал! "Или не бывает такого - трус и не предатель?" - Да сколько угодно! В тылу отсиделся, а потом героя из себя корчил. В том числе, например, те лагерные вертухаи, которые во время войны выдумывали заговоры в лагерях, чтобы доказать свою нужность и от фронта отмазаться ("Архипелаг ГУЛАГ", ч.3, глава "Сдавши шкуру - сдай вторую").
Александр Белозеров
Знаете, время все по своим местам расставляет. Ему (времени) абсолютно все-равно, кто кого поддерживает, кто кому симпатизирует. Гавно в любом случае всплывет. Вот со СоЛЖИнициным так и происходит. Писать, что он был полицаем? Зачем? Это же не правда! Не был он полицаем. И в ВОВ участвовал. Это - правда. И трусом и гнидой был - это тоже правда. "Правду говорить легко и приятно" (Иешуа Га-Ноцри, "Мастер и Маргарита", М. Булгаков).
Александр Белозеров
Кстати, произведение примечательное. В нем 50-на-50 правды и лжи. Поскольку это полуправда многие считают, что там правда - все. А то, что это полуложь они не понимают. Интересно, что ложка дегтя портит бочку меда. А вот ни ложка, ни ведро меда из бочки дегтя деликатес не сделают. Полуправды не бывает. Любая неполная правда - ложь. Так что писать "СоЛЖИницын" считаю правильным.
Георгий Ситнянский
"Жорик, не хами!" - Пословица (персидская) в тему: "Решето сказало горшку: "Ах, какой ты дырявый!"
Георгий Ситнянский
"Правду говорить легко и приятно" (Иешуа Га-Ноцри, "Мастер и Маргарита", М. Булгаков). - Когда имеешь дело со сталинской совковатой, цитата на ум приходит другая: "Арканарский принц действительно любил прекрасную варварку. У них были дети. Я знаю их внука. Но мне объяснили, что это ложь. Что правда - это то, что нужно королю. Всю жизнь я писал ложь. И только теперь пишу правду" (А. и Б. Стругацкие, "Трудно быт богом", слов принадлежат Гуру Сочинителю).
Георгий Ситнянский
Про минимум 45-50 млн. уничтоженных с 1917 по 1953 - правда, сам считал. А Шаламов на Солженицына был злой за приукрашивание лагерной жизни ("Что там за кот бегает у вас по зоне, почему его ещё не зарезали и не съели?") И Исаич, самых страшных лагерей не знавший, вынужден был признать его правоту.
Георгий Ситнянский
"черносотенной сказке о жидо-масонском завоевании России силами мадьярских, латышских и др. «инородческих» штыков?" - "Красное колесо" не читал, но в "Архипелаге ГУЛАГ" об этом ни слова. А "приспособленцев, предателей, доносчиков и вралей" готовил Совок, стоит ли удивляться, что когда корабль "СССР" начал тонуть, побежали с него как крысы? И сейчас с корабля "ПЖиВЕдРосия" побегут - явно недолго осталось!
Георгий Ситнянский
Если у России есть будущее, то в указанных тобой местах поставят памятники твоим кумирам.
Георгий Ситнянский
И ничего хорошего это не сулит...
Yury Dzisko
Вечная память. Преклоняюсь перед нашими предками.
Alexey Vodomirov
>почему асы люфтваффе боялись крымского татарина...
▬ Амет-Хан Султан наводил ужас на асов люфтваффе. Он был !СОВЕТСКИМ! лётчиком ☻
Вова Путнов 
НО ОН И НЕ БЫЛ ТАТАРИНОМ- МАТЬ ДА А ОТЕЦ НЕТ. Не знаю как у вас а у нас род идёт по ОТЦУ
Mikhail Levin
Ярославцы наградили его не только часами, но и памятником, и, главное - памятью.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Смешные животные, которым нужно внимание хозяина прямо сейчас
Смешные животные, которым нужно внимание хозяина прямо сейчас
2
Все о работе руками 06:00 01 мар 2024
Морские истории. Смертельная оплеуха от Люфтваффе
Морские истории. Смертельная оплеуха от Люфтваффе
38
Мужской журнал 10:01 12 дек 2021
18 интересных кадров, которые приковывают внимание
18 интересных кадров, которые приковывают внимание
0
Мужской журнал 02:01 24 фев 2022
Протокол ГИБДД: на что водителю нужно обратить внимание, чтобы инспектор не обманул
Протокол ГИБДД: на что водителю нужно обратить внимание, чтобы инспектор не обманул
0
Авто-Тема 12:02 06 дек 2023
Водители, внимание: У мошенников новый трюк, не попадитесь!
Водители, внимание: У мошенников новый трюк, не попадитесь!
12
Авто-Тема 19:18 21 ноя 2018
Почему Хан вернулся именно в "Форсаже 9", а не раньше?
Почему Хан вернулся именно в "Форсаже 9", а не раньше?
0
Авто-Тема 12:13 10 мар 2021
Почему султан Джелал-ад-Дин велел утопить весь свой гарем в реке?
Почему султан Джелал-ад-Дин велел утопить весь свой гарем в реке?
25
Мужской журнал 09:02 26 окт 2018
«Бой был страшный». Поражение Троицкого батальона в битве при Султан-Буде
«Бой был страшный». Поражение Троицкого батальона в битве при Султан-Буде
10
Мужской журнал 06:01 11 мар 2022
Британец с ранних лет рассказывал о том, что он раньше был летчиком Люфтваффе и погиб при крушении
Британец с ранних лет рассказывал о том, что он раньше был летчиком Люфтваффе и погиб при крушении
8
Мужской журнал 07:02 29 окт 2018
Чего боялись танки «Пантера» больше всего?
Чего боялись танки «Пантера» больше всего?
17
Авто-Тема 18:30 28 дек 2021
Не надо кис-кис: как правильно обратить на себя внимание кошки?
Не надо кис-кис: как правильно обратить на себя внимание кошки?
10
Все о работе руками 10:00 19 май 2023
Внимание к деталям. Уютный дизайн интерьера от Laura Ashley
Внимание к деталям. Уютный дизайн интерьера от Laura Ashley
0
Все о работе руками 16:01 20 ноя 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства