То что нужно настоящему мужыку!

Чёрный день японского флота: подвиг капитана Иванова

31 марта 1904 года. Для, и без того взявшей в этом конфликте крайне неудачный старт, Российской империи в этот день было уготовано еще одно трагическое происшествие, в буквальном смысле обезглавившая Тихоокеанскую эскадру и положившая конец любым активным действиям отечественного морского командования.

 

Буквально ночью японский минный заградитель «Корио-Мару» выставил свой смертельный груз в водах, примыкающих к Порт-Артуру, а уже утром погиб адмирал Макаров. Шедший на приличной скорости броненосец «Петропавловск» зацепил мину и произошел взрыв, в результате которого здоровенный военный корабль буквально за две минуты в облаке пара и дыма ушел на дно, а все находившиеся на его борту трагически погибли.

Вместе с командующим империя лишилась всего штаба Тихоокеанского флота.

 

Гибель броненосца «Петропавловск»

 

Вся активная деятельность по разведке, передислокации и нормализации жизнедеятельности российского флота вновь пришла в упадок. В российской армии окончательно утвердилось мнение, что корабли наши невезучие и несчастливые. Чем не преминул воспользоваться хитроумный противник.

Причем все свои действия он производил с достойной восхищения наглостью. После трагедии, пользуясь нашей пассивностью, адмирал Того приступил к переброске всех необходимых войск в Маньчжурию, транспортные корабли японцев чувствовали себя вполне неплохо в каких-то пяти километрах от Порт-Артура и никто не собирался им мешать.

Для прикрытия этой десантной операции Того организовал плотную морскую блокаду, состоявшую из 5–6 вымпелов под командование адмирала Катаоки. Отдельный сильный отряд броненосцев в качестве демонстрации силы почти каждый день появлялся в поле зрения всех желающих вблизи Порт-Артура.

 

Катаока Ситиро - адмирал императорского военно-морского флота Японии.

 

Японцы были до того уверены в собственной неуязвимости, что каждый день их корабли проходили по одному и тому же маршруту – примерно 10–12 миль от крепости, по территории нейтральных вод. Минирование их было запрещено международным морским правом и вражеские броненосцы чувствовали себя вполне в безопасности.

Сказать, что у многих русских офицеров и матросов слезы на глаза наворачивались при таких обстоятельствах – значит не сказать ничего. И именно в это время вышла на первый план личность капитана 2-го ранга Иванова, который командовал единственным на базе минным заградителем «Амур». Он выдвинул весьма смелое предложение – тайно выставить мины в нейтральных водах, обосновав это тем, что японцы раннее уже нарушили Гаагские соглашения, напав на русские корабли в Чемульпо.

 

Минный заградитель «Амур»

 

Это было опасным предложением. Инициатором подписания указанных конвенций был как раз Николай II, кроме того, в нейтральных водах мог подорваться английский или германский корабль и тогда международного скандала было бы не избежать.

Ничего удивительного, что план капитана встретили максимально холодно, но … не запретили ее осуществить. Все-таки внутреннее желание русского командования «отомстить» японцам преобладало над любой осторожностью.

1 мая, загрузив на борт «Амура» 50 мин, используя низовой утренний туман, капитан Иванов вывел свой корабль на опасное задание. Хоть и получив от командующего Витгефта указание «не ставить мины дальше 8 миль от берега», судно выдвинулось в двенадцатимильную зону нейтральных вод. Заграждение из мин было поставлено вдоль обычного маршрута японцев.

 

Фёдор Николаевич Иванов — русский вице-адмирал

 

Самое интересное, что буквально в пределах видимости находились корабли неприятеля, которые прекрасно видели в тумане торчащие мачты нашего судна. Но после гибели «Петропавловска» они до того обленились, что просто не стали ничего предпринимать. Шансы уничтожить угрозу были упущены.

Утром 2 мая японский отряд из 3 броненосцев лениво и величественно проследовал по изученному маршруту. В 9 ч. 50 мин. произошел взрыв под броненосцем «Хатсузе», отряд срочно меняет курс. Почти через пятнадцать минут – взрыв под «Яшима». В течение всего последующего времени военные корабли еще несколько раз подрывались на минах и в итоге лишились двух указанных единиц. В официальной историографии империи солнца это события открыто наречено катастрофой.

 

Потопление броненосца «Яшима»

 

Каков же был результат? Японский флот на долгое время потерял былую решительность и наглость, а его действия стали очень осторожными. Произошел отказ от ближней блокады, все силы были спешно оттянуты назад.


Источник: Чёрный день японского флота: подвиг капитана Иванова
Опубликовал:
Теги: скорость история япония безопасность скандал подвиг

Комментарии (12)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Георгий Ситнянский
Добавлю только, что адмирал Витгефт упустил прекрасный шанс ударить по растерявшимся (мягко говоря) японцам и если не разбить, то существенно увеличить их потери. Макаров бы таким шансом воспользовался!
Владимир Хорошев 
Билл Гейтс очень точно высказался по поводу решительности действий: "Когда вам в голову пришла хорошая идея, действуйте незамедлительно!". Капитан II ранга Иванов это понял ещё тогда - в 1904 году.
Георгий Ситнянский
В данном случае точнее было бы сказать так: как только идея дала эффект - надо незамедлительно им пользоваться.
Юрий Сиземский 
Я конечно патриот, но... был приказ - не далее 8-ми миль от берега. Наши накидали мины в нейтральных водах... Чему радоваться если нас раздолбали в боях, а мы как-то не по-военному !?!
Юрий Шальнов 
А как тогда охарактеризовать ультиматум Варягу? Чистоплюй!
Александр Абдульманов 
Юрий, очнись! ВОЙНА ИДЁТ, какие нейтральные воды?!!!
Виктор Иванов 
Вспомни "Варяг" и тот же "Петропавловск" и успокой свою совесть. Для победы "все по-военному"
Сергей Прохоров 
блять ненавижу таких придурков. война есть война.
Геннадий кулибабин 
Русско-японская война 1904-05гг - не только позор, но и непроходящий урок для России. Нельзя быть слабыми,отставать,готовиться к прошлым войнам.У нас громадные резервы.Один из главных реализуем, если появятся стимулы у большинства работать эффективно.
Юрий Сиземский 
За придурка ответишь ! Не сравнивайте гибель бесстрашных героев "Варяга" и "Корейца" с этой ситуацией !
Александр Писаревский
Валентин Пикуль в Романе "Крейсера" очень хорошо показал ситуацию между японцами и Россией на Тихом океане в то время.
Vadim B.
Интересно, у Адм. Ситиро ордена с ОРЛАМИ! это как?
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Танки, ставшие дотами: подвиг танкистов капитана Белогуба
Танки, ставшие дотами: подвиг танкистов капитана Белогуба
9
Мужской журнал 09:01 05 сен 2018
Самая загадочная фотография сделанная в походе Игоря Дятлова. Или про архив следователя Иванова
Самая загадочная фотография сделанная в походе Игоря Дятлова. Или про архив следователя Иванова
25
Мужской журнал 08:01 11 окт 2018
Подвиг экипажа Алешина
Подвиг экипажа Алешина
23
Мужской журнал 10:01 02 авг 2019
Подвиг капитана Павлика. Единственный бой чешской армии против вермахта
Подвиг капитана Павлика. Единственный бой чешской армии против вермахта
51
Мужской журнал 09:02 05 апр 2019
Последний рейс лайнера "Луизитания": удивительные судьбы пассажиров и капитана
Последний рейс лайнера "Луизитания": удивительные судьбы пассажиров и капитана
13
Мужской журнал 10:01 15 сен 2021
Адмирал Попов – спасательный круг русского флота
Адмирал Попов – спасательный круг русского флота
3
Мужской журнал 10:01 30 ноя 2021
«Слава и трагедия Русского флота»
«Слава и трагедия Русского флота»
29
Мужской журнал 09:01 09 июл 2019
От Цусимы до третьего флота мира. ВМС Японии в Первой мировой
От Цусимы до третьего флота мира. ВМС Японии в Первой мировой
5
Мужской журнал 10:01 02 фев 2022
Тьма среди дня: «Чёрный день» на Ямале
Тьма среди дня: «Чёрный день» на Ямале
0
Мужской журнал 07:01 20 янв 2019
Огненный таран. Подвиг лейтенанта Комарова
Огненный таран. Подвиг лейтенанта Комарова
22
Авто-Тема 13:07 02 мар 2019
На дорогах Иванова сохраняется высокий риск заносов
На дорогах Иванова сохраняется высокий риск заносов
0
Авто-Тема 13:39 26 фев 2021
Как пользоваться штангенциркулем: полезные инструкции, правила измерения и хранения инструмента
Как пользоваться штангенциркулем: полезные инструкции, правила измерения и хранения инструмента
6
Все о работе руками 10:01 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства